Язык и литература народов Севера: как не потерять культурную идентичность

1833

Сбережение языков и культуры способствует сохранению национальной самобытности, идентичности, жизненной энергии любого народа. Подробнее том, как формируется национальная ориентация и этническая идентичность человека, сайту «Наш университет_онлайн» рассказала доцент кафедры северной филологии Института языков и культуры народов СВ РФ СВФУ Варвара Белолюбская.

– Коренные малочисленные народы Севера объединены одной проблемой – языковой. Сохранение родных материнских языков – это один из основных показателей этнической идентичности. Недостаточно исполнять национальные танцы и песни. Необходимо знать свой родной язык, читать, писать, уметь изъясняться.

Проблемы сохранения языков народов Севера имеют продолжительную историю. Начиная с 20-х годов прошлого столетия для народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Ленинграде под руководством Владимира Тан-Богораза был открыт Комитет содействия и защиты малых народностей Севера и Сибири. В 1925 году был создан Северный рабфак Ленинградского университета, в 1930 году он был преобразован в Институт народов Севера.

Развернулась огромная работа по созданию письменности, первых букварей, учебных пособий, программ, художественной литературы на языках народов Севера

Владимир Германович, побывавший незадолго до этих времен на Колыме и на Чукотке, писал: «Только революция и новое советское строительство дали другое практическое задание и открыли возможность на склоне моей жизни работать для возрождения тех отдаленных народностей, среди которых я провел лучшие годы моей жизни… Мы приспособились к суровой природе, позаимствовав для этого у северных народностей технику и навыки труда, выработанные в течение многих столетий, сблизились с этими народностями: изучив их языки и культуры, носили меховую одежду, питались мороженой рыбой и полусырой олениной. Мы были у этих народов в неоплатном долгу, и революция дала возможность уплатить этот долг». Это было началом сохранения идентичности этносов через язык, культуру, образование.

Тан-Богораз и его соратники и ученики Вера Цинциус, Глафира Василевич проявили глубокую гуманность и беспредельную заботу по отношению к народам Севера. За относительно короткое историческое время по всей территории Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера стали открываться национальные группы и школы, где дети оленеводов, охотников, рыбаков получали образование на родном языке.

Но с началом войны 40-х годов наступили иные времена, защита Родины, восстановление послевоенной разрухи, годы репрессии, строительство новой жизни, что продолжалось вплоть до 90-х годов прошлого столетия, когда началась перестройка и демократизация общества. Вопросами развития науки, культуры, уклада жизни коренных малочисленных народов Севера и возрождения языков стали заниматься этнические Ассоциации народов Севера на всей территории России, работа проводилась при полной поддержке государственных органов власти.

В Якутии с целью возрождения и развития языков народов Севера была создана законодательно-правовая, научная, образовательная, кадровая база, Совет по языковой политике при Президенте Республики Саха (Якутия). В 1991 году последовательно открылись научный Институт проблем малочисленных народов Севера СО РАН, в Якутском педучилище № 1 – эвено-эвенкийская группа, на филологическом факультете Якутского государственного университета – отделение народов Севера, что ныне работает на базе Института языков и культуры народов СВ РФ СВФУ имени М.К. Аммосова.

Выпускники северного отделения ныне работают учителями родных языков в местах компактного проживания эвенов, эвенков, юкагиров, долган, стали научными работниками институтов, журналистами, психологами и библиотекарями

Издается художественная литература на языках народов Севера. Отметим, что все эвенские поэты и писатели, начиная с основоположника эвенской литературы Николая Тарабукина и Платона Ламутского, пишут свои произведения на родном языке. Успешно работает Театр коренных малочисленных народов Севера «Гулун», спектакли, которого проводятся на пяти языках народов Севера. Таким образом, своевременное приобщение к этнической культуре, родному языку, к духовной и материальной ценности народа, к его истории, обычаям и традициям формирует национальную ориентацию и этническую идентичность человека.

Автор: Анна БАЙСАКОВА
Фото: Проблемы сохранения языков народов Севера имеют продолжительную историю / автор: Нина СЛЕПЦОВА, редакция корпоративных медиа СВФУ

Рекомендуем: