POLAR 2023: главные вопросы развития Арктики

3412

В Санкт-Петербурге обсудили проблемы Арктики: влияние климатических изменений, готовность инфраструктуры и флота к развитию судоходства, шаги для безопасного, эффективного и экономически оправданного судоходства по трассе Северного морского пути.     


На одной площадке ведущих представителей федеральных органов государственной власти, крупного бизнеса и науки, специализирующихся на работе в полярных широтах, объединила научно-деловая конференция POLAR. В 2023 году главной темой мероприятия стала «Адаптация к климатическим изменениям в Арктике».

Программа председательства России в Арктическом Совете выполнена в полном объеме. Об этом на конференции заявил посол по особым поручениям МИД России Николай Корчунов.

«Несмотря на все сложности текущего геополитического момента и отношений между арктическими государствами, России удалось сохранить формат и добиться от партнеров подтверждения того, что они остаются приверженными работе по международному взаимодействию в высоких широтах. Программа председательства России в Арктическом Совете выполнена в полном объеме», — подчеркнул он, назвав среди наиболее значимых итогов запуск работы над стратегическим планом Арктического совета, который был принят в мае в Рейкьявике, повышение эффективности взаимодействия Арктического Совета с Арктическим экономическим советом, а также инициативы России в поддержку коренных народов.

Один из ключевых вызовов — адаптация к климатическим изменениям. По словам посла по особым поручениям МИД России Николая Корчунова, долгосрочные проекты в Арктике учитывают климатические изменения.

«Те инициативы, которые запланированы на ближайшее время, учитывают климатические изменения. Определенные риски существуют в отношении тех, которые были реализованы в прошлом. Сейчас для этого предпринимаются меры и по линии регионов, промышленных предприятий и научных организаций», — сказал Николай Корчунов. Он пояснил, что речь идет о системах мониторинга вечной мерзлоты на базе Росгидромета, инициативах «Норникеля», «Росатома» и других корпораций. 

«Меняются вызовы и условия, но мы должны не только оперативно реагировать на запросы, а даже опережать их», — отметил Директор института Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Александр Макаров.

Александр Макаров привел в пример запущенную в мае этого года масштабную национальную систему мониторинга за многолетними мерзлыми породами, создаваемую в России. Аналогов проекту нет в мире.

«Инфраструктурные, гражданские и промышленные объекты в российской Арктике находятся в зоне риска из-за деградации мерзлоты, возникающей в связи с изменением климата. Зона, которая требует постоянного мониторинга занимает 2/3 территории страны. Именно поэтому на базе Росгидромета мы разворачиваем сеть пунктов наблюдения. Всего будет создано 140 станций, производящих непрерывные автоматические измерения температуры мерзлоты на разных глубинах», — рассказал Александр Макаров.

Начальник управления ФГБУ «Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей̆ среды» Роман Ершов напомнил, что в настоящее время разработана концепция обновления инфраструктуры Росгидромета. Одно из приоритетных направлений —  создание комфортных условий для работы человека в Арктике.

«Инфраструктурная сеть Росгидромета нуждается в модернизации и переходе на более современные технологии. Я рассчитываю, что это направление будет продолжаться из года в год. Что касается горизонтов планирования, то это более пяти лет. В меньшие сроки не уложиться», — пояснил он, уточнив, что начата работа была в 2019 году. 

Советник генерального директора ФГУП «Атомфлот» Андрей Теницкий обратил внимание на необходимость наращивания ледокольного флота. По его словам, в настоящее время на 7 ледоколов приходится 600 проводок судов.

«Флот не справляется с существующей нагрузкой и будет расширяться: заложено 5 атомных ледоколов. Пополнение необходимо для того, чтобы выполнить планы по увеличению объемов грузоперевозок по Северному морскому пути. В 2022 по СМП было перевезено 34 млн тонн грузов, по итогам 2023 года этот показатель вырастет до 36 млн тонн, в 2024 году — до 90 млн тонн, в 2030 году — до 120-150 млн тонн», — рассказал Андрей Теницкий.

Начальник управления ФГБУ «Северное управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей̆ среды» Роман Ершов уверен, что для эффективного развития проектов в Арктике предстоит наращивать суверенитет российских производств и организаций, занимающихся освоением Арктики.

«Одним из рисков и вызовов для корпораций и организаций, участвующих в освоении Арктики, является преодоление зависимости от импортных производителей и воспитание суверенитета от иностранных компаний. В целом процесс сейчас активно идет и развивается. И этот вектор должен быть продолжен», — считает Роман Ершов.

Для повышения независимости от других стран необходима единая цифровая платформа с единой системой данных. Это, в первую очередь, позволит повысить безопасность и надежность судоходства по Северному морскому пути.

«У нас затруднен доступ к данным, передаваемых европейскими и американскими спутниками. Мы становимся отчасти «глухими», «слепыми». Как судам ходить, как обеспечить коммерческую скорость, безопасность? Поэтому мы хотим сделать большую цифровую платформу, которая будет предоставлять эти данные, обеспечивать безопасность судоходства», — отметил заместитель директора Дирекции Северного морского пути Государственной корпорации по атомной̆ энергии «Росатом» Максим Кулинко. Завершится формирование системы на Севморпути может уже к концу следующего — началу 2025 года. Предполагается, что она будет состоять из блоков: безопасность мореплавания; управление судоходством; навигационно-гидрографическое обеспечение; гидрометеорологическое обеспечение и ледовая обстановка; аналитическая информация по безопасности, эффективности функционирования и развитию СМП; управление инфраструктурой СМП; информационное обеспечение грузоперевозок; маркетплейс сервисов в акватории СМП; экологический мониторинг акватории СМП.

Параллельно прорабатывается возможность использования беспилотных летательных аппаратов, которые будут на себе носить камеры и радиолокаторы, взлетать с теплоходов, обеспечивать ледовую разведку.

По словам генерального директора ФГУП «Гидрографическое Предприятие» Александра Бенгерта, все, что касается вопросов безопасности мореплавания, зависит от средств навигационной обстановки, от качества промеров, поиска правильных и безопасных маршрутов. По оценкам ФГУП, не менее 2 млн км в Арктике являются не исследованными с должной степенью точности. Возможности Гидрографического предприятия позволяют исследовать 50-60 тыс. км в год.

«Наша цель выйти на 100 тыс. км в год. Причем исследования потребуется повторять с какой-то периодичностью. Отмечу, что наша работа — это не только промеры, это и внедрение современных систем точности определения, так называемых контрольно корректирующих станций, современных систем средств навигационного оборудования. Данный флот позволит нам выполнить задачи по гидрографическим работам, запланированные до 2035 года», — пояснил директор Гидрографического предприятия Александр Бенгерт.

«Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) проводит модернизацию прогностической системы «Север», которая будет выполнять задачи для организации круглогодичной навигации по Северному морскому пути (СМП) в восточном направлении», — сообщил директор института Александр Макаров. По его словам, модернизация системы необходима как для решения новых задач, так и в связи с изменением техники и технологий, используемых в Арктике.

Обширные планы на арктический регион требуют развития инфраструктуры Северного морского пути.  До 2030 года в инфраструктура СМП будет вложено 1,4 трлн рублей. Об этом заявил заместитель директора Дирекции Северного морского пути Государственной корпорации по атомной̆ энергии «Росатом» Максим Кулинко. По его словам, распределение бюджетных и частных источников финансирования составит 40% и 60% соответственно.

Инфраструктура для обеспечения растущих объемов грузоперевозок по Северному морскому пути будет создана, уверен он.  «Мы действуем планово. У нас весь набор мероприятий и вложений спланирован под прогнозируемые объемы перевозок. И он будет выполнен», — заявил Максим Кулинко. 

Он добавил, что, развитие инфраструктуры связано не только с заявленными инвестиционными проектами, но и с теми объектами, которые были созданы ранее и важны для регионов. Комментируя стоимость Маским Кулинко отметил, что дороговизна инфраструктуры обусловлена необходимостью применять современные технологии, чтобы отвечать актуальным потребностям. Но если пересчитать в долгосрочной перспективе, то становится ясно, что эти вложения окупятся.

По мнению руководителя проекта АО «ОСК» Дмитрия Клешнева, при создании инфраструктуры Северного морского пути нужно максимально использовать существующие объекты. «Реализация проектов в Арктике является дорогостоящий и носит цикличный характер. Наш подход — создавать объекты с использованием существующих мощностей, используя готовые предприятия«, — сказал он.

Государство и бизнес должны совместно развивать инфраструктуру, пришли к единому мнению участники POLAR 2023.  Решить поставленные задачи по развитию инфраструктуры Северного морского пути невозможно решить без консолидации усилий государства и бизнеса. По мнению Александра Бенгерта, ключевая роль государства — создание необходимых условий, а бизнес должен брать на себя ответственность за сроки реализации проектов с его стороны.

Говоря об арктических ресурсах, председатель правления ПОРА, подчеркнул: «Это стратегический резерв не только для нашего поколения, не только для поколения наших детей, но и для следующих поколений. Те запасы, которые сейчас разведаны и, по экспертной оценке, находятся в арктической зоне, позволяют делать выводы об устойчивом развитии». 

Справка:

Конференция POLAR 2023 состоялась в Санкт-Петербурге 24 мая и собрала свыше 500 участников. Главной темой в этом году мероприятия стала «Адаптация к климатическим изменениям в Арктике». Организатором мероприятия выступил Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ).

Партнеры конференции POLAR 2023 – Проектный офиса развития Арктики, Северо-Восточной федеральный университет имени М.К. Аммосова.

Информационные партнеры: Российская газета, РЖД-Партнер, Промышленный еженедельник, Телеканал Санкт-Петербург, Neftegaz.ru, отраслевой портал Медиапалуба.

Отраслевой партнер конференции – Интернет-портал PortNews.

Интернет-портал конференции – Корабел.ру

Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) – ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Арктике и Антарктике. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.10.2012 г. №1872-р Арктический и антарктический НИИ назначен государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации. За 100 лет научной работы специалистами института организовано около 1 100 экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации. В настоящее время ААНИИ входит в структуру Росгидромета. С 2017 года институт возглавляет доктор географических наук, профессор РАН Александр Макаров.

Рекомендуем: