Врач анестезиолог-реаниматолог отделения анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии акушерства и гинекологии Перинатального центра Руслан Потапов – врач высшей квалификационной категории, Отличник здравоохранения Российской Федерации, является одним из врачей анестезиологов-реаниматологов из периода «становления» службы в Республике Саха (Якутия).
Руслан Потапович, расскажите, с чего начинался ваш трудовой путь?
Я начинал свою трудовую деятельность после службы в рядах Советской Армии, когда поступил учиться в Якутское медицинское училище в 1977 году. В 1980 году успешно окончил и по распределению поехал работать в поселок Бордон в Сунтарском улусе. Работал фельдшером на участке, где заменял работу врача по всему поселку. В 1983 году поступил в Благовещенский медицинский университет и, окончив учебу в 1989 году, вернулся в родной Сунтарский улус. Меня практически сразу направили в интернатуру по анестезиологии и реаниматологии в город Якутск, база которого в то время находилась в условиях Республиканской больницы N°2. Преодолев некоторые препятствия, с 1991 года я стал работать в отделении реанимации Республиканской больницы N°2.
Расскажите, пожалуйста, о времени работы в условиях Республиканской больницы?
Эта больница с момента своего открытия оказывает экстренную службу по всей республике. Те врачи, которые когда-либо работали в реанимации Республиканской больницы N°2, прошли особую и тяжелую пробу на стойкость и выдержку. А те немногие врачи, которые работают там десятилетиями, заслуживают отдельного глубокого уважения. Всегда быть на острие атаки – такова участь врача анестезиолога-реаниматолога.
Помню, я много лет ходил по наркозам у колопроктологических и у урологических больных. Проводил сочетанные анестезии – это вид анестезии, при котором используются регионарные методы в сочетании с общей анестезией. Работы было много, всем хватало.
Почему решили перейти работать в Перинатальный центр?
В жизни каждого человека настает время перемен. В 2003 году по настойчивому приглашению первого заведующего отделением анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии акушерства и гинекологии Михаила Дмитриевича Черепанова я перешел работать в Перинатальный центр и по сей день работаю в этом отделении. Работа с акушерскими больными имеет свои особенности, в первую очередь, это касается двойной ответственности, которую несет каждый врач, работающий в этой специализации.
Никогда, ни на одну минуту я не жалею о годах работы в качестве врача анестезиолога-реаниматолога. По сути, моя профессия дала мне понимание жизни с разных сторон и возможность спасать попавших в беду людей. Были времена, когда было очень трудно работать, но меня никогда не покидала вера в лучшее будущее!
Расскажите, пожалуйста, о случаях, которые вам запомнились…
Я буду солидарен со своими коллегами, действительно, в памяти остаются тяжелые случаи, которые унесли много эмоций и сил. Но я запомнил пророческий случай, который произошел в первый день работы в качестве фельдшера в акушерско-фельдшерском пункте в Сунтарах. День начинался спокойно, а под конец рабочего дня поступила беременная в родах. Я никогда раньше самостоятельно роды не принимал, поэтому решил позвонить в центральную улусную больницу проконсультироваться, на что мне главный врач Елена Николаевна ответила: «Открой учебник и принимай роды сам». Но за это время ко мне поступила еще одна беременная женщина в родах. Я опять пошел звонить, мол, как быть? Я вновь услышал голос главного врача, которая с коллегами, как мне показалось, смеялись над моим положением. Говорили: «Принимай, принимай роды сам», а сами трубку прижимали руками, чтобы не было слышно, как они смеются. Что делать, раз говорят, надо делать. Я действительно нашел свой старый учебник по акушерству, прочитал, нашел главу с рисунками и положил его перед собой на рабочий столик. Я так волновался и суетился, что по нескольку раз поднимал одну за другой на стол и смотрел, не настало ли время «икс». Второпях я спросил, кто тут у вас принимает роды, мне сказали, что есть одна бабушка, но давно ослепла. Я все равно пошел к ней в дом, благо, жила она близко, и попросил ее пойти со мной. Та сначала отказывалась, но уговорил. К моменту нашего прибытия женщины одна за другой стали тужиться, и я не понимал, что нужно делать. Но все же я поднял одну из них на акушерский стол, а другую положил на стерильный столик для инструментов. И через несколько минут одна за другой родили здоровых малышей. По рассказу местных жителей, они давно обзавелись семьями и сами являются родителями. Я этому очень рад. За мои труды односельчане прозвали меня «фельдшер Руслан», и до сих пор, когда приезжаю в поселок, зовут именно так.
Почему пророческая? Я начал свой трудовой путь, принимая роды у женщин, и заканчиваю свой профессиональный путь все так же в акушерстве, проводя обезболивание разным категориям женщин.
Руслан Потапович, расскажите еще, чтобы нам всем стало светлей и теплей!
Еще запомнился случай, когда я только начал работать врачом анестезиологом-реаниматологом в Сунтарах. Ребенку с эвентрацией кишечника должны были провести операцию, а для этого нужно было поставить центральный венозный катетер, но все мои старания были тщетными. Тогда хирург предложил немного передохнуть, и действительно, после 5-минутного отдыха с первого раза поставил подключичный катетер. Ребенку была успешна проведена операция на брюшной полости. Это о том, как важно не терять веру.
Думаю, многим анестезиологам старшего поколения запомнился дыхательный аппарат «Полинаркон». Был такой случай, когда мы с медсестрами посменно вручную дышали больному с помощью этого аппарата. Больной был с тяжелым повреждением спинного мозга, и мы в течение 3 суток «дышали за него». Героизм, иначе не назвать, поскольку прилетевшие санитарным рейсом нейрохирурги отказались его оперировать, а мы продолжали поддерживать его жизнь.
Еще расскажу. Был такой смешной случай. Я только начал работать анестезиологом в Республиканской больнице. Естественно, первые мои наркозы в условиях одной из лучших многопрофильных больниц в республике не могли меня не волновать. И перед внутривенной анестезией у женщины с диагностической процедурой из-за волнения я начал вертеть головой и много суетиться, да так, что мой накрахмаленный и высоченный колпак то и дело качался из стороны в сторону, что женщине пришлось меня успокаивать. В принципе, все должно быть наоборот. И смех, и грех.
Еще хочется добрым словом вспомнить Татьяну Семеновну Аржакову, которая меня натаскивала по вопросам анестезиологии и реаниматологии. Был случай, когда надо было быстро поставить желудочный зонд больному, а в то время тонких не было, они были большого диаметра. Я быстро больному поставил зонд через нос, стою, жду похвалы, а Татьяна Семеновна спрашивает: «Кто поставил зонд не тем концом, вверх ногами?».
У каждого были подобные моменты, особенно, когда мы только начинали работать. Жизнь состоит из белых и черных полос, думаю, многие с этим согласятся. На смену профессиональным неудачам приходит время твоего расцвета.
Было много случаев, которыми хочется поделиться. Когда рассказываешь, как сейчас, пережитые моменты былых времен один за другим всплывают в памяти….
С Русланом Потаповым беседовала его коллега, врач анестезиолог-реаниматолог, кандидат медицинских наук Наталья Иванова.