Яркий представитель молодежи 1990-х, оратор и вовлеченный преподаватель – это все о ней, кандидате технических наук, директоре Инженерно-технического института Северо-Восточного федерального университета Екатерине Архангельской. Сегодня «Наш университет» беседует с руководителем института, дающего региону архитекторов, инженеров и градостроителей.
Почему вы выбрали профессию именно инженерного направления?
Я училась в Верхневилюйской физико-математической школе №2 у народного учителя СССР Михаила Андреевича Алексеева. Учителем физики у нас был народный учитель России Виктор Филиппович Потапов. После окончания такой школы не выбрать техническое образование было бы как-то неправильно. Михаил Андреевич, на мой взгляд, был очень проницательным человеком и наставления при всех не читал. Он однажды меня встретил и сказал: «Катя, у тебя есть техническое мышление, ты обязательно должна получить инженерное образование». По его совету я поступила в Томский государственный университет на механико-математический факультет и получила техническое образование.
Мы, дети учителей, всегда знали, что необходимо учиться и что должны быть примером в классе. В советские времена невозможно представить, чтобы ребенок учителя получал плохие отметки. Но я была отличницей только до третьего класса. За хорошие оценки в школе выдавали красивую акварель. Сестра была круглой отличницей и приносила такую, и я ей так завидовала! Поэтому тоже училась хорошо. А в третьем классе акварель заменили на грамоты. Я расстроилась, и мне сразу расхотелось хорошо учиться.
А как вы учились в студенчестве?
В студенчестве, честно говоря, в первое время я испытывала сложности. У меня был очень сильный акцент. На первом курсе у нас были занятия по истории России, и молодая преподавательница хотела меня разговорить и все время спрашивала меня. Первый семестр в университете я завершила не очень хорошо, и даже была одна «тройка» в сессии. Но после этого я начала стараться и стала отличницей.
То есть вы в плане социализации были некой «белой вороной»? Тяжело в это поверить!
Можно сказать, что да: из-за акцента я испытывала некий дискомфорт. Но уже на втором курсе ребята избрали меня председателем студенческого профкома. И я стала маленьким, но лидером. Они мне доверяли, и это был очень серьезный опыт. Кстати, я только тогда узнала, что есть верующие люди (было несколько девушек из христианских семей). Советская молодежь в якутских селах была активно атеистической.
На мой взгляд, мы были очень свободные, открытые, говорили обо всем, что думали, не замыкались и не прятались. Как я думаю, мы попали в период перемен: с запада пришла поп-культура, иностранные фирмы. Это было интересное время.
В студенчестве все подрабатывали, и я тоже, хотя, конечно, родители из Якутии отправляли деньги, особой нужды в деньгах не чувствовала. Была уборщицей в кинотеатре – так можно было смотреть новые фильмы. Парни в основном работали сторожами и дворниками. Когда приезжала в Якутск, удивлялась, что студенты ЯГУ не работают. В центральных городах отношение к совершеннолетним другое: ты должен сам себя обеспечивать.
На мой взгляд, высшее образование тогда обесценилось. Руководитель моего дипломного проекта Владимир Александрович Штанько так хотел, чтобы я занималась наукой. А я отвечала: «Что? Какая аспирантура? Сейчас на дворе такое положение дел…». И поехала домой, уверенная, что стану учителем в какой-нибудь школе.
Но вот же вы в науку пришли, скажите, как это произошло?
Я устроилась в мой любимый Институт физико-технических проблем Севера. Это был 1990 год. Институт был очень серьезный, ученые все известные, хорошие. Когда границы открылись, стал возможным выезд в другие страны, многие ученые уехали, работать стало некому. Так что в институт стали активно набирать молодежь.
Девяностые были таким периодом, когда почти никто не работал: все были заняты поиском способа заработать. Профессора продавали карасей, некоторые как могли выращивали картошку и продавали. У меня нет коммерческой жилки, и было даже завидно таким подработкам.
Молодых ученых было много, энергия била ключом, но все это было не востребованным. Мы, молодые, пытались объединяться, организовать конкурсы, какие-то мероприятия, но руководством института это никак не поддерживалось, так как время такое такое, что надо было просто выжить.
Все-таки зарплату тогда выдавали, но товаров не было, не было возможности что-либо купить, и деньги быстро обесценивались. Но были такие люди, которые верны своей профессии до конца. Таким человеком был профессор, доктор технических наук Эдуард Антонович Бондарев. Он не давал нам спуску, заставлял делать отчеты, писать статьи, участвовать в экспериментах, расчетах. Я очень благодарна ему, он сделал много важного в моей судьбе.
А что вас держало все-таки? Наверняка у девушки с хорошим образованием была возможность уехать работать в другое место.
Да, была такая возможность, но я почему-то никогда не ставила себе такую задачу, мне нравилось реально выполнять научные задачи. Мы с удовольствием осваивали новые компьютеры, новое программное обеспечение, это все мне очень нравилось. Потом у многих появились семьи, дети, и уже не хотелось уезжать. У меня остались очень хорошие воспоминания о работе в институте.
А как вы попали в университет?
В Инженерно-технический факультет я пришла где-то в конце 2003 года. А в сентябре 2004 года декан факультета Терентий Афанасьевич Корнилов поймал меня и сказал: «Все, становись заместителем декана». Я, конечно, была удивлена, потому что тогда я даже не знала, как зовут заведующих кафедрой, какие есть специальности – мне стыдно в этом признаться.
Был у нас еще профессор Гольдштрах, который тоже уехал в Америку. Он оставил мне свой учебник, записи и сказал: «Вот, Катерина, тебя я оставляю на свое место, учи студентов светлому и старайся, чтобы они учились. Не все захотят, но ты заставь их полюбить теоретическую механику».
Я тоже была молода, мне было 26 лет. Думала – главное, что ходят на занятия, но вести их все равно мешали. В общем, контакт не наладился. А потом двое мальчишек решили проводить меня до дома, и они дали мне совет – нужно быть строже. Представляете? Они меня учили, как обращаться с ними. Сначала я не воспринимала их всерьез, потом прислушалась и стала более строгой. И студенты стали лучше учиться, и контакт наладился. Сейчас я уже не так уж строга, но акценты делаю. Не кричу, много не говорю, голос не повышаю, зато строго смотрю. А вот молодым говорю, чтобы были строги, но спокойны.
Какие они – ваши студенты?
Когда я познакомилась со студентами, удивилась, что они намного умнее меня – все знают и пытаются еще что-то узнать. Сейчас эти ребята многого добились, стали уже министрами, открывают свои компании. Это было «золотое время» строительного образования: отрасль очень хорошо развивалась.
Нынешние студенты перенесли пандемию и дистанционное обучение. Уровень базовых знаний очень низок, да и поколение совсем другое – они индивидуалисты, не желают социализироваться, не хотят быть первыми, главными. Но они неплохие – я всегда подчеркиваю это для преподавателей. Они просто другие, и мы должны им помочь, подстроиться под них. Из плюсов, например, то, что они спокойнее. Раньше студенты плакали из-за «троек», а сейчас они спокойно к этому относятся, не страдают.
Мы собираемся иногда со студентами и обсуждаем, как нам быть дальше, что делать? Чего нам для этого не хватает? Нам нужно будет все менять – программу, систему, методику, вводить новые методы обучения. Кроме того, студенты хотят видеть в преподавателе не только требовательного профессионала, но и его профессиональную эмпатию, коммуникативную компетентность, способствующую развитию их профессионального самосознания, учитывающую их индивидуальные особенности. Таким образом, от нас, от преподавателей многое зависит, преподаватель является ключевой фигурой в обеспечении качества и эффективности образования. И в Год педагога и наставника всем своим коллегам желаю реализовать все грандиозные жизненные планы и самые невероятные идеи!
Фото: из архива отдела новых медиа и интернет-коммуникаций СВФУ