В весенний праздник мы поздравляем всех женщин, а главная женщина в жизни каждого человека – это мама. О своей любви к матери, воспитании, детстве, собственном родительском опыте проекту «Мама» рассказала кандидат медицинских наук, доцент Медицинского института СВФУ Любовь Сыдыкова. Представляем фрагменты из интервью.
О матери
Вспоминая мамины советы или слова, я понимаю, насколько правильные вещи она говорила. Если говорить о каких-то методах воспитания как матерей, у нас ней абсолютно нет ничего общего. В отличие от своей мамы я менее ответственная, более ударившаяся в карьеру женщина.
Даже если говорить о бытовых вещах, у мамы было столько внимания всем аспектам жизни: когда мы учились в школе и носили школьную форму с манжетками, каждые выходные мама готовила нашу форму, каждую неделю пришивала разные манжеты, делала это с такой любовью. Если нам предстояла поездка, она тут же за ночь могла сшить нам сарафанчики. Очень любила одевать нас одинаково, но чтобы какая-то деталь отличалась, это проявлялось и в новогодних костюмах. Дома было уютно, она очень вкусно готовила.
О воспитании
Если сравнивать в этом смысле, мой сын не получил такой доли бытового комфорта. Я часто бывала в командировках, когда он был маленьким, очень часто пропадала на работе, поездках, писала кандидатскую диссертацию. Но, тем не менее, мы с сыном близки по духу.
Если ты говоришь одну вещь, а делаешь другую, то получается психологический диссонанс, который не приводит к хорошему результату. Поэтому считаю, что с ребенком надо быть максимально откровенным, и в этом смысле я рада, что сын понимает, что я такой же человек: могу ошибаться, часто ошибаюсь и признаюсь в этом, мы вместе можем посмеяться над какими-то курьезами и ошибками. Не стыдно и совета спросить у ребенка, мне кажется это всегда ценно.
Мама очень не любила, когда мы говорили: «Скучно». Когда мы с сестрой, например, на каникулах лежали и жаловались на скуку, всегда говорила: «Человеку скучно может быть только в том случае, если он бездельник. Всегда можно чем-то заняться, поэтому при мне лучше не употреблять это слово».
Во всех людях она видела в первую очередь хорошее, и видимо поэтому ей всегда встречались хорошие, добрые люди. Никогда от своей мамы не слышала дурных слов или обсуждения других людей за их спиной. Она и нас к этому приучила.
Вспоминаются притчи и о еврейской маме. Например, ребенок напишет 10 слов правильно, а последнее неправильно, одна мама акцентирует на ошибке, а еврейская мама, даже если из 10 слов написано правильно только одно, сделает акцент на правильном. Мама воспитывала меня именно так. В начальной школе у меня был безобразный почерк. Понятно, что маму расстраивало, что ребенок пишет как курица лапой, и я сама была не в восторге, но она не стала меня упрекать, сажать за упражнения – она просто в одной из моих писанин увидела пару красивых строчек. И все – эта пара строчек легла в основу моего каллиграфического почерка, и до окончания школы я писала очень красиво.
О детстве
С мамой я была очень близка, и рассказывала ей буквально все: и хорошее, и плохое. С высоты сегодняшних лет я думаю, что на хрупкие мамины плечи я взваливала очень многое. Всегда все рассказывала маме, и она выступала каким-то громоотводом, и мне становилось легче – это было сродни исповеди.
Очень нравилось, что мама всегда очень искренне радовалась каким-то моим успехам. Это мне кажется не всем дано. Это очень хорошее качество для мамы для того, чтобы их дети гармонично развивались.
Детство прошло в покое, гармонии, мы с сестрой купались в безусловной любви. Мы были очень долгожданными детьми после долгих лет бездетного брака. Мама была очень благодарна отцу, что он за эти девять лет ожидания ни словом не попрекнул этим.
Мама всегда говорила: «Я так рада, что у меня две девочки, вы будете подругами, будете друг друга поддерживать». Я очень рада, что у меня есть сестра, к которой я всегда могу обратиться за любым советом. Она окончила медицинский институт и сразу поступила в аспирантуру в Томск по нормальной физиологии. Защитилась и приехала преподавать, затем ее увлекла фармакология. Она много лет преподавала у нас в институте – считаю, что она преподаватель от Бога, студенты очень многое у нее почерпнули. Сейчас она работает в Санкт-Петербурге, в российской фармацевтической фирме специалистом по клиническим исследованиям.
О выборе профессии
Когда она поступила в институт, я еще была школьницей. Она меня брала с собой даже в анатомку, чтобы я прочувствовала атмосферу медицинского студенчества. Мне было очень интересно с ней, и я уже знала, что тоже поступлю в медицинский.
Мы считаемся династией, потому что папа у нас врач, преподает в мединституте, он профессор, врач, преподаватель. Дома было очень много медицинской литературы, и мы со старшей сестрой часто изучали по картинкам ход операции, какие-то анатомические особенности строения человеческого организма. Наверно, это несло какой-то отпечаток для выбора профессии. В 11 классе я уже была профессионально ориентирована, окончила школу с золотой медалью, поэтому имела право сдать всего один вступительный экзамен.
Наш преподаватель по эндокринологии Владимир Иннокентьевич Гагарин предложил мне заняться студенческой наукой, сказал, что кафедре нужны ассистенты. Я не совсем осознанно выбрала специализацию, но потом поняла, что это очень бурно развивающаяся наука, даже шестая Нобелевская премия вручается по эндокринологии. Не секрет, какую огромную роль играют гормоны в формировании организма, начиная с рождения до старости. Можно сказать, я влюбилась в свою специальность. В мединституте после окончания сразу стала преподавать предмет «Эндокринология».
Наш с сестрой педагогический талант от мамы, хотя папа тоже выдающийся педагог. Мама окончила БГФ ЯГУ, преподавала химию в школе в Верхневилюйске. Хотя она преподавала ее недолго, потом взрослые люди, ученые вспоминали и благодарили ее, таким талантливым педагогом она была. Потом долгое время она работала в санэпидстанции санитарным врачом, многие годы была руководителем организационного отдела. Это была очень ответственная работа, но как мудрая женщина она отдавала все лавры папе.
Мама была сиротой, росла в интернате и у родственников, но, несмотря на это свою семью, очень объединила семью Варфоломеевых. Папины братья и все их жены маму воспринимают как объединяющий символ.
Когда вспоминаю маму, вспоминаю добрые мягкие руки, чувство юмора. Она в чем-то была очень наивной. Это характеризует ее как какой-то нежный цветок, который не видел зла, грязи. Мы очень часто не задумываемся, насколько важна в жизни каждого человека мама. С ней мы впитываем материнскую любовь, которая заложена в каждой женщине генетически. Очень повезло тем людям, которые ее испытали – я и о себе говорю – мне повезло, что у меня была такая замечательная, светлая мама.
Источник: Спецпроект «Мама» на телеканале «Якутия 24»