«Важны фундаментальные знания, а технологии будут всегда меняться»

4146

В День всех влюбленных «Наш университет» побеседовал с доцентом кафедры «Экспертиза, управление и кадастр недвижимости» Инженерно-технического института СВФУ Любовью Варламовой о том, как иногда случайности приводят к большой любви к профессии.


Как получилось, что вы пришли в свою профессию?

Я окончила Новосибирский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Можно сказать, пришла туда случайно – у меня были успехи по математике и точным наукам, но и по гуманитарным все было неплохо. Была намерена поступать в модный тогда торговый институт на бухгалтерское отделение. Но у меня даже документы не взяли – объяснили, что уже дали Якутии два целевых места. И я пошла в ближайший институт НИИГАиК и сдала документы. Даже не надеялась, что поступлю, было совестно перед родителями. Но мне очень понравилось учиться, было много полевых практик – романтика костров, песен под гитару, печеной картошки.

В то время студенты были очень самостоятельны, ездили в стройотряды, проходили факультативы, коллоквиумы, я не помню кураторов, которые ходили за нами и указывали куда идти. Воспитателей в общежитии не было, комендантами были старшекурсники.

Таких институтов, как наш, в Союзе было всего два – второй находился в Москве

Поэтому у нас училось очень много иностранцев, в основном, из социалистических стран – Кубы, Германии, Венгрии, Вьетнама, Монголии, Чехословакии и других. Это было очень интересно. Такое общение очень развивает всесторонне, мне было интересно все – языки, культура, кухня… У меня была подруга-кубинка Либрада Сид Рикардо, также монголка Оюнчимэг, кореянка Ирина Ким. С тех пор люблю корейскую кухню, многому научилась у своих подруг. С теплотой вспоминаю студенческие годы, интернет позволяет постоянное общение с однокурсниками. Это были, несомненно, лучшие годы для формирования личности.

И как сложились отношения со случайно выбранной профессией?

Когда оканчивала институт, меня распределили в Ульяновск, но в то же время я получила вызов из Якутска, в строительную организацию инженером-геодезистом в отдел контроля за качеством строительства. В то время молодым специалистам давали подъемные деньги, я получила также комнату в новом общежитии, зарплата была очень достойная. Я, конечно же, приехала на родину, хотя против Ульяновска тоже ничего не имела.

Ни разу не жалела, что выбрала свою специальность – редкую, всегда востребованную, как говорится: геодезист, он и в Африке геодезист.  В студенческие годы мне посчастливилось поработать в период производственной практики в Алданской экспедиции. Мы «гнали» нивелирование I класса, которая затем стала высотной основой для строительства железной дороги нашей республики. В строительной организации я приобрела также бесценный опыт по своей профессии.

Как получилось, что вы из полей перешли в «стены», оказались в университете?

В объединении «Агропромстрой» проработала шесть лет. В 90-е крупные организации начали разваливаться, я оказалась в качестве бухгалтера в одной из мелких компаний, что появилась из объединения, но мне бухгалтерия была скучна – ужас охватывает при мысли, что я собиралась стать бухгалтером! Сидячая работа оказалась не по мне. Все время искала работу по профессии, и однажды по радио услышала объявление, что ищут преподавателя геодезии в Якутский сельскохозяйственный техникум во вновь открываемое отделение землеустройства. Я побежала туда, прошла конкурс и начала работать преподавателем геодезии. Это был 1991 год. Благодарна стенам и работникам этого старейшего учебного заведения, именно там я сформировалась как преподаватель.

Очень горжусь своими первыми выпускниками, которые сейчас работают в значимых для республики организациях, стали успешными руководителями

В 1997 году Евдокия Николаевна Кондратьева, первая женщина геодезист-саха, преподаватель геодезии инженерно-технического факультета тогда еще ЯГУ, нашла меня и сказала: «Часов по геодезии очень много, давайте помогайте», и я начала преподавать «почасовиком» на ИТФ. А позже, в 2000 году, перешла в университет полностью, чтобы дописать диссертацию. К тому времени у меня были сданы кандидатские минимумы, для завершения диссертации мне необходимо было выехать в Новосибирск на год для апробации опытной части, но мои дети-подростки не захотели переезжать, поэтому диссертация была отложена.  Все эти годы в летнее время продолжала работать на стройплощадке, делала разбивочные работы, исполнительную съемку, мне важно было заниматься практической деятельностью по профессии – думаю, без этих навыков очень сложно передавать студентам профессиональные знания.

То есть вы пришли в науку, защитились уже имея солидный опыт за плечами? Вы можете быть примером!

В науку я пришла как педагог. В 2003 году на ИТФ пришел деканом Терентий Афанасьевич Корнилов, креативный, неординарный, зажигающий всех вокруг себя, я была назначена заместителем декана по воспитательной работе. Мы со студентами создали очень эффективное студенческое самоуправление, которую я смогла выполнить в виде эксперимента своей научной работы и защитила диссертацию по педагогике. Работа была посвящена тому, как студенческое самоуправление может стать условием для формирования гуманистической направленности личности.

Сейчас студенты несколько отошли от этого, не хватает самостоятельности, слишком много «опекунов». Думаю, нам нужно возрождать движение самоуправления. Как говорится, хорошее воспитание – это когда ребенок может справляться без родителей. Нужно стремиться к тому, чтобы студенты могли обходиться без указаний кураторов, воспитателей, нашей бесконечной опеки, а были нашими помощниками, соратниками, партнерами в образовательном процессе, научно-исследовательской работе, брали ответственность за свою учебу, за свою судьбу, свое будущее…

Что можете посоветовать нашей молодежи? Как найти себя?

Главное – верить в себя. Сейчас очень много информации, и, порой я наблюдаю, что ребята не знают, что делать с этой мега-информированностью. Им надо направить свои усилия на фундаментальность знаний. Фундаментальность — это остов, а технологии быстротечны, и они будут меняться всегда. Если фундаментальные знания есть, выпускникам в профессиональной деятельности легче будет овладевать постоянно развивающимися технологиями. Современные условия требуют саморазвития, самообразования в течении всей жизни и профессиональной деятельности. Думаю, это относится не только к геодезии и инженерной деятельности, но практически к любой области.

Никогда не соглашаюсь с заявлением «…в наше время молодежь была лучше!» Молодежь во все времена – это всегда лучшее, что может быть! Сейчас молодежь совершенно другая – да, но это не значит, что они хуже…Я думаю, что молодежь – это наше будущее, в которых мы, преподаватели, должны своим общением, взаимодействием вложить лучшие человеческие качества, воспитать своим примером общечеловеческие ценности, мотивировать их учебную деятельность, мудрыми советами помочь им найти свой жизненный путь. Просто любить своих студентов…

Фото: из личного архива

Рекомендуем: