Ко Дню студента «Наш университет» поговорил преподавателями СВФУ и узнал об их памятных историях из студенческой жизни, учебе и увлечениях. Кто-то вспомнил смешные ситуации, а кто-то даже курьезные, и у всех студенчество прошло насыщенно и ярко.
Валерий Аргунов, доцент кафедры всемирной, отечественной истории, этнологии, археологии ИФ СВФУ:
– Я учился в историко-филологическом факультете ЯГУ с 1970-1975 годы: мы, историки, учились вместе со студентами отделения русской и якутской филологии. Учеба давалась мне легко: моя душа тянулась к археологии. Два года до поступления я ездил в экспедиции, поэтому к образовательному процессу приступил уже подготовленным. Я был парнем, которому не надо объяснять тонкости археологических работ и терминологию, поэтому имел над одногруппниками некое преимущество.
Помимо учебы, конечно же, мне нравилось ездить в экспедиции. Каждое лето с одногруппниками отправлялись на раскопки. Я заходил в лабораторию или отдел археологии как свой парень, которому еще поручали мелкие задания. За время, проведенное «в поле», мы начали и машину водить, и на моторке ездить, учились стрелять – много всего было.
В современной молодежи мне нравится их умение обращаться с техникой и отзывчивость: при необходимости я обращаюсь к ним за помощью, никто не отказывает.
В памяти есть история, героиня которой стала примером смелости для меня. Шел 1971 год – тогда началась кампания по борьбе с женскими брючными костюмами: девушкам и женщинам категорически нельзя было носить брюки. Однако одна студентка, учившаяся на курс старше меня, появилась на учебе в шикарном красном брючном костюме – все были в восторге от нее. Подчеркну, сейчас это обычный брючный костюм, а тогда смелая крамола: советские девушки такое не надевали, брючный костюм только входил в моду.
После этого собрали общефакультетское собрание, куда пришли около 600 обучающихся. Темой встречи стал моральный облик советской студентки. Все проходило торжественно и печально. Наша героиня выглядела как осужденная. Во время всего процесса в углу дремал почтенный профессор, и его вдруг спросили, каково его отношение к ситуации. На что, спросонья, он ответил, что студентка – круглая отличница. После того, как ему подсказали, что речь о ее брюках, так и не проснувшись до конца, он открыто и наивно сказал: «А что брюки? Снимите с нее штаны: она и без них все равно красивая девушка, комсомолка, активистка».
После этого зал захохотал. Несмотря на то, что начальство звенело в колокольчик, никто не переставал смеяться и шутить. Так, атмосфера была разряжена и собрание окончено. Мне кажется, многие тогда ушли с чувством победы. Героиня, кстати, не перестала носить свой брючный костюм. И вроде даже были последователи. Такая история.
Светлана Панина, доцент кафедры педагогики ПИ СВФУ:
– На ФИЯ ЯГУ училась с 1985 по 1990 год у замечательных преподавателей. По учебе у меня было все хорошо – ни за что не стыдно. Я всегда с гордостью говорю, что окончила ЯГУ, когда бываю за пределами республики.
Примерно в 1989 году стали воссоздавать КВН в университете. Я участвовала в этом движении. Мне нравился сам процесс подготовки, репетиции, где можно было многое узнать, пообщаться. На первом конкурсе по КВН среди подразделений в жюри сидели только проректоры. Наша команда ФИЯ – ее режиссером выступал тогда еще студент Андрей Геласимов, сегодня известный писатель – показала интересные номера. Думаю, они и по современным меркам были бы хороши. Затем на базе нашей команды создали сборную КВН ЯГУ.
Когда мы поехали первый раз в Читу на межрегиональный конкурс, вместе с нами выехали в качестве группы поддержки около 40 человек. Такие дружные мы были, и вот так вуз поддерживал своих студентов. Мы произвели фурор, никто не ожидал, что из Якутии будет такая сильная сборная. Кстати, в нее входили только хорошисты и отличники. По итогам игры мне присудили титул «Мисс зрительских симпатий».
Еще нравилась тенденция, когда девичьи факультеты объединяли с мальчиковыми на дискотеках. Так, например, проводили совместные танцевальные вечера для студентов ГРФ, ИТФ, ФИЯ, ФЛФ. Думаю, это даже стало основой для создания многих супружеских пар. Мы тогда все дружили и знали друг друга по учебным подразделениям.
У меня есть история, которая помогает мне до сих пор в работе педагога высшей школы.
На первом курсе изучали античную литературу. По этой дисциплине мы сдавали зачет, а для этого надо было освоить огромнейший материал. Многие готовили шпаргалки, но даже они не помогали. Наш преподаватель Владимир Тищенко сделал следующим образом: попросил всех написать названия двух произведений: «Илиада» и «Одиссея». Так он понимал: если экзаменуемый не может верно указать даже названия двух известных классических поэм, то он в глаза их не видел, не читал и не готов в целом. Тем, кто дал верные названия, задавал далее уточняющие вопросы, которые позволяли определить кругозор студента и его подготовленность. Эта байка про то, как сдается зачет, оставалась надолго.
Помню, другой преподаватель разрешал пользоваться всеми возможными источниками на экзамене. Мне такой подход тоже нравится, я его стала тоже реализовать. Задав один-два вопроса студенту, становится ясно, знает он материал или нет. В моей практике были такие студенты, не посещавшие занятия, но на экзамене видно, готовились: рассуждают по-своему, аргументируют свои ответы, приводят яркие примеры. Значит, они заслужили хорошую оценку.
Каждый год обучающиеся разные. Многие радуют меня тем, что начитанные, знающие историю страны, думающие, активные, с «горящими глазами», творческие, задают интересные вопросы и в них есть жажда знаний.
Александр Рукович, директор Технического института (филиала) СВФУ в г. Нерюнгри:
– В целом я учился хорошо, был крепким хорошистом. В 1996 году вышла моя первая научная публикация, достиг побед в конференциях, с 1994 по 1997 году получал повышенную стипендию. Помимо учебы, занимался тяжелой атлетикой.
В 90-е позволялось несколько раз пересдавать, и я пытался сдать вышмат 8 раз, но безуспешно. Тогда преподаватель сказал мне взамен на экзамен написать расписку о том, что в следующем семестре я не пропущу ни одной лекции и практического занятия. И я написал ее.
Казус в том, что лекции по математике не такие интересные, как практические занятия, и стояли они в 8 утра в субботу. У нас был большой поток – 40 студентов, но на пару ходили всего 8 человек. Наверно, другой бы преподаватель давно бы написал жалобу на обучающихся, но наш продолжал читать лекции.
Я ходил на занятия, не пропуская: и не важно было, что жил далеко, автобусы плохо ходили, на улице стоял мороз или стипендия пришла накануне – в пятницу. На экзамене по математике в весеннем семестре преподаватель поставил мне оценку автоматом, не задавая ни единого вопроса за то, что сдержал свое слово!
Поучительность моей истории в том, что нужно доверять своим преподавателям, выполнять и не давать пустых обещаний, отвечать всем требованиям, предъявляемым к студентам в учебном процессе – это залог успеха. Будучи преподавателем, я и сам так поступал. Студенты затем благодарили за оказанное доверие. Для меня важно дать шанс продолжить учебу способному студенту.
Глядя на сегодняшних обучающихся, мне нравится, что они занимаются спортом, ведут здоровый образ жизни. Молодежь у нас веселая и креативная.
Михаил Каймонов, доцент кафедры горного дела ГИ СВФУ:
– В университет я решил поступать после демобилизации – проходил срочную службу в рядах ВС СССР с 1987 по 1989 годы. Поступил на «подготовительный факультет» ЯГУ. Это была полноценная учеба: как бы «нулевой» курс. Весной, после успешной сдачи экзаменов, зачисляли на первый курс по специальности, выбранной при поступлении на «нулевой» курс подготовительного факультета. В школе я хорошо учился по математике, и тогда только появились первые персональные компьютеры, поэтому по совету моего одноклассника Николая Стручкова (в то время уже студента четвертого курса математического факультета, группы ПМ-86) я выбрал специальность «Прикладная математика».
По этой специальности, к моему глубочайшему сожалению, заочного обучения не было. Пришлось зачислиться очно. Так, в возрасте 21 года, когда мои сверстники уже заканчивали вузы, я стал студентом первого курса очного обучения математического факультета – группа ПМ-90. Моими одногруппниками стали вчерашние школьники, 17-ти летние юноши и девушки, в основном выпускники РФМШ. Со мной с «нулевого» курса на матфак поступил на очное обучение по специальности «педагогика» еще один мой сотоварищ: Пётр Куличкин, он тоже дошел до конца.
То было революционное время во всех отношениях: исчез СССР, закончилась «холодная война», началась эпоха «глобализации» и «цифровизации», в стране полным ходом шли всевозможные реформы и внедрялась «рыночная» экономика, появились первые персональные компьютеры, Интернет. За 5 лет учебы перед нами промелькнули ДВК-11 (не имеющие жесткого диска и загружающиеся с 5-ти дюймовых гибких мягких дискет), болгарские Роботроны, первые и последние советские IBM PC/XT-совместимые Искры с удивительным новшеством того времени – жесткими дисками, японские Ямаха КУВТ и, наконец, IBM-286 и IBM-386 с операционной системой Windows 3.1.
С тех пор в компьютерные игры не играю. Только из любопытства. Между прочим, практически все игры были написаны уже тогда и сетевые варианты тоже. И «Цивилизация», и стрелялки, и бродилки, и решалки, и авиа-, и танкосимуляторы, и многое другое. После принципиально новых игр создано не было. Я не против компьютерных игр. Мне жалко тратить время на то, что создал точно такой же человек, как я. В принципе там же все варианты известны и предсказуемы, невозможно получить новую информацию. А мне важно узнавать что-то новое. В этом отношении компьютерные игры как познавательная деятельность находятся в тупике. Возможно, с развитием искусственного интеллекта или сенсорной и тактильной новой реальности могут и появиться принципиально новые виды развлечений. Возможно.
Годы учебы вспоминаю с большой теплотой и благодарностью: преподавателей, всех моих однокурсников и одногруппников. В то время молодые люди взрослели значительно быстрее нынешнего поколения. Мы все, будучи студентами, старались где-то подработать, желательно по будущей специальности. Благо, появление и внедрение компьютеров в организациях города шло очень бурно и параллельно нашему профессиональному росту. На четвертом курсе я сумел устроиться на полставки инженера в лабораторию горной теплофизики Института горного дела Севера им. Н.В. Черского СО РАН, где и работаю по настоящее время уже в должности старшего научного сотрудника. Моя дипломная работа была выполнена в стенах этой лаборатории.
Олег Едисеев, старший преподаватель кафедры автомобильных дорог, аэродромов АДФ СВФУ:
– В 2015 окончил автодорожный факультет СВФУ по специальности: 270205 «Автомобильные дороги и аэродромы». На младших курсах учился не очень хорошо: не мог спланировать день. Также иногда на занятиях не воспринимал получаемую информацию, боялся переспрашивать у преподавателей. Кроме того, когда мы учились, не было балльно-рейтинговой системы. Оценки на 50% зависели именно от самого студента. Затем в старших курсах начал правильно планировать время. С появлением общедоступного Интернета было легче получить информацию по заданиям. Раньше приходилось работать с книгами и самому конспектировать в библиотеках. Тогда еще особо не умели пользоваться библиотечными системами.
Самой запоминающейся курьезной ситуацией в моем студенчестве была следующая история: 20 февраля 2014 года, когда я учился на четвертом курсе, мы с женой – третьекурсницей института естественных наук – официально зарегистрировали наши отношения. После ЗАГСа и ресторана решили пойти на третью пару. В принципе могли и прогулять занятия, но не стали.
В студенчестве научился самостоятельной жизни, особенно в общежитии. Нынешние студенты более гибкие. При наличии представления о будущей профессии уже со студенческой скамьи начинают свою профессиональную деятельность, умеют грамотно распределять свое время.
Александр Хоютанов, старший преподаватель кафедры электроснабжения ФТИ СВФУ:
– Окончил ФТИ СВФУ в 2010 году. В целом учился, считаю, неплохо, даже красный диплом получил. Помимо учебы, занимался в спортивных секциях: плаванием, атлетической гимнастикой. В то время, по-моему, внеучебных активностей для студентов было меньше, чем сейчас. В основном организаторами различных мероприятий выступали представители профкомов, что очень сближало студентов друг с другом.
Долго не думая, мы решили поздравить, тем более в тот день у нас были ее лекции. С утра быстро скинулись по посильной сумме, кто-то в обеденный перерыв пошел покупать небольшой сувенир, связанный с канцелярскими товарами, как я помню. После обеда началась лекция, и староста группы стал говорить свое торжественное поздравление. Декан с улыбкой выслушала всё до конца, поблагодарила за поздравление и добавила, что есть маленький нюанс: вообще-то сегодня не ее день рождения. Directed by Robert B. Weide.
Из студенчества вынес такой жизненный урок: для того, чтобы добиться в чем-нибудь какого-то успеха – надо вложить усилия.
Юлия Антонова, доцент кафедры психологии и социальных наук ИП СВФУ:
– Я закончила школу в 90-е. То, было суровое время, но для меня оно осталось в памяти как самое счастливое: в студенчестве я состоялась как личность Уверена, для молодежи лучшее время то, когда они были студентами.
Училась я в Пединституте ЯГУ с энтузиазмом, была активным студентом и в рамках своей студенческой жизни работала в приемной кампании ПИ при Тимофеевой Сардане Михайловне. То было особое лето, где мы сформировались как профессионалы, нам был дан урок по мастерству педагога и специалиста.
В студенчестве я полюбила бег. Понимание здорового образа жизни укоренилось и осталось в структуре моей личности. Я бегаю до сих пор – для себя. Подчеркну, привитые компетенции во время студенческой жизни остаются с человеком навсегда.
Помню, курьезный случай произошел на первом курсе – на паре по философии. Преподаватель Николай Кожевников спросил нас: человек рождается злым или добрым? Будучи молодежью 90-х, – возможно, в этом кроется причина – мы ответили, что злым. Николай Николаевич тогда искренне рассердился на нас, даже расстроился. Он сказал нам так, подняв палец вверх: «Уважаемые студенты, человек рождается добрым! Вы подумайте, как он может родиться злым?». Рассуждали мы долго – состоялся некий диспут и даже вне пары… С тех пор у меня закрепилось понятие доброты и привития доброты к миру. Это стало основой моей человечности.
Другой момент связан с профессором философии Виктором Михайловым. Я поступала в аспирантуру, Виктор Данилович принимал экзамен. Я сдала на «4» – он никогда не ставил «2», «3». «Четверка» была мотивацией к дальнейшему рассуждению. А еще Виктор Данилович помог мне в выборе темы для диссертационной работы. Подобную помощь я ценю в своих преподавателях.
Принимаю каждую особенность детей. Наша молодежь – уникальна и талантлива, открытая и достаточно гибкая в том плане, что готова работать в сотрудничестве. Я ассоциирую студентов с белым листом бумаги. Мы, преподаватели, должны нести ответственность: что запишется на этом листе, то и останется. «Написанное» проецируется зеркальным отражением. Не зря говорят: дети – наше отражение.
Ранее я не зря подмечала суровые 90-е. Сравнивая и анализируя наши поколения, вижу, что и сегодня время непростое, суетливое. Отмечаю, что современная молодежь трогательная, крепкая духом, смелая и честная, готовая брать ответственность за себя, свою семью и страну.
Наталья Чиннова, старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью ФЛФ СВФУ:
– Я училась на филфаке с 1997 по 2002 годы. У меня были только хорошие оценки – ни единой «тройки». Много времени проводила в библиотеке: читала там и брала книги на дом. В целом всего понемногу было: с подругами занимались в «Модуне», бегали, играли в волейбол. С одногруппниками, если сначала было некое противостояние, то в итоге мы все равно все сдружились.
С теплотой вспоминаю лекции профессора Николая Самсонова. Помню, однажды Николай Георгиевич поставил экзамен на 1 января. Конечно, не всем хотелось приходить, но мы сдавали экзамен.
Будучи студентом, делала шпаргалки, но никогда ими не пользовалась. Однако то, что я писала их, помогало мне вспомнить ответ на тот или иной вопрос.
Из студенчества в памяти есть такая история, случившаяся с моим одногруппником. Когда мы начали более крепко общаться, зашел разговор о том, почему мы выбрали ФЛФ. Этот парень признался, что решил: ФЛФ – это физкультурный факультет. Именно так он расшифровал для себя эту аббревиатуру. Поэтому, как он объяснил, он удивлялся, почему так много русского языка, русской и зарубежной литературы – он ждал занятий физической культурой. В итоге он проучился около двух лет и вернулся в родной город Мирный.
Современные студенты радуют меня. С первого курса занимаются наукой, в частности, пишут научные статьи и публикуются. Они быстро усваивают коммуникационные навыки. Бывают ситуации, когда приходит человек на первый курс и боится презентовать себя. Но за полгода занятий на факультете он становится подкованным в этом плане: не боится выступать, подает себя с лучшей стороны. А еще они активные: участвуют в олимпиадах, помогают в профориентационной работе. Думаю, что такой ситуации, как с моим одногруппником, сейчас случиться не может (смеется). На сегодня профориентационная работа на более высоком уровне.
Афанасий Томтосов, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса ЮФ СВФУ:
– В 2007 году я с отличием окончил юридический факультет ЯГУ – учился творчески по принципу «либо пять, либо два», но в дипломе как-то вышло ни одной четверки. Будучи второкурсником, ездил в Норвегию по программе мобильности студентов «Север Северу» – полгода учился на факультете права Университета Тромсе. Также посещал дистанционные курсы Университета Стэнфорда (США), где изучал курс «Безопасность, гражданские свободы и терроризм». Словом, родной университет дал насыщенные студенческие годы в плане «личной прокачки» – изучение юриспруденции, погружение в правопорядки других стран с изучением иностранных языков и т.д.
Именно шахматы натолкнули тогда меня, студента второго курса, на провокационную тему курсовой работы, с ней и связана одна примечательная история. В игре есть правило – записывать свои ходы на специальных бланках при помощи спецсимволов (алгебраической нотации). Мне пришла идея, почему эта запись не может стать объектом авторского права? Каждая шахматная партия уникальна, носит творческий характер и имеет объективную письменную форму выражения в виде нотации – то есть имеет признаки объекта авторского права и, если следовать букве закона, должна быть им защищена. Уже после непростой защиты своей темы, в том числе на НПК, я узнал, что известный гроссмейстер Евгений Свешников пытался отстоять данную идею в суде. У него не вышло.
На этом можно сказать, что провокациями стараюсь не увлекаться и желание эпатировать научное сообщество поубавилось. Однако в своей научной деятельности продолжаю руководствоваться тем же принципом – пиши о наболевших правовых проблемах, с чем сам сталкиваешься и на что хочешь повлиять. Буквально на этой неделе вышла моя новая книга, в которой привожу серьезные рассуждения по трудной, малоисследованной и очень злободневной теме (Цена гражданско-правового договора).
Мне нравится, что у нынешних студентов шире кругозор. В отличие от нас, у нового поколения неограниченный доступ к информации: открыв смартфон, могут найти любой источник, книгу, видео, статданные, экспертное мнение по практически любым вопросам. Это выливается в то, что средний студент третьего курса знает о мире куда больше, чем тот же студент в мое время. Вместе с тем при этом приметой нынешнего времени стало клиповое мышление: молодежь в целом меньше читает объемную литературу и аналитику, но больше погружается в поток информации – просмотр видеороликов и «серфинг» отрывочных интернет-постов.
Фото: из архива участников