Как у большей части мужчин в Мирном, жизнь Юрия Подкаменного связана с производством алмазов. Доцент Мирнинского политехнического института – филиала Северо-Восточного федерального университета изучает технологии обогащения этого драгоценного камня. О своем пути в науке, «научной семье» и работе со студентами ученый рассказал «Нашему университету».
Расскажите, пожалуйста, как и почему вы пришли в науку?
В школе я не думал, что стану ученым. Думал, буду работать в АЛРОСА, видимо, так хорошо сработала профориентация. С третьего курса университета я стал заниматься наукой, а в 27 лет защитил кандидатскую диссертацию.
Изначально занимался автоматизацией технологических процессов, потом познакомился с доктором технических наук Галинйо Двойченковой Галиной и кандидатом технических наук Олегом Ковальчуком. Они меня заинтересовали сферой геологии, технологии обогащения полезных ископаемых, и я пошел в аспирантуру.
В 2010 году было мало ученых, информации тоже было немного. Все вытаскивали из интернета, искали, где и что проводится, участвовали. Методом проб и ошибок поняли – чем больше участвуешь в конференциях, тем лучше.
Видимо, на меня повлиял и Иркутский политех, где я учился. Это старый вуз, там работали основатели автоматизации, они научили заглядывать внутрь процессов, разбираться в них. Во время учебы нам говорили: хоть вы и будущие инженеры автоматизации, процесс вы должны знать лучше технологов.
Я сторонник того, что производственники должны заниматься наукой. Раньше всегда так было, производство очень поддерживало науку и эксперименты. Сейчас же это отходит, большее внимание переключили на экономику.
Кого можете назвать своим кумиром в науке?
Мне повезло с научным руководителем. Очень давно она в обогащении полезных ископаемых, работает еще с основания мирнинского филиала. Также мой пример – руководитель Галины Петровны, Валентин Алексеевич Чантурия, академик РАН по обогащению полезных ископаемых. Он до сих пор работает, в том числе, и как научный руководитель, следит, кто и что делает. И это, хочешь не хочешь, заставляет держать планку. Если Галину Петровну я могу назвать «научной мамой», то Валентина Алексеевича – своим «научным дедом».
Очень важно, кто поведет молодых исследователей, то, какими компетенциями этот человек обладает в своей сфере. Это очень поддерживает и мотивирует.
Как считаете, как привлечь молодежь в науку?
Сегодня это сделать проще. Есть много программ поддержки, стипендии, гранты – даже ленивый захочет заняться наукой. Все это не только позволяет приобретать тебе необходимое для исследований, это создает нетворкинг по интересам: ты общаешься с молодежью из этой же сферы, крупными компаниями, которые работают в этом направлении. В будущем это обязательно поможет трудоустроиться – ты и себя покажешь, и умения покажешь.
Сам я занимаюсь в институте со студентами, курирую молодежную науку. Помимо этого, есть программа «Сириус. Лето», направленная на профориентацию и привлечение школьников. Мы «прикрепляем» к студентам школьников – наши обучающиеся учатся сами и учат этому подрастающее поколение. И уже через год-два эти ребята придут студентам на замену, а наши нынешние студенты пойду на производство. Так выстраивается цепочка поколений. Ребята занимаются наукой, ведут разные проекты, все друг друга знают, это важно.
А вы себя больше считаете ученым или преподавателем?
Сложный вопрос. Мне нравится и быть ученым, заниматься проектами, и делиться знаниями, которые я приобретаю в процессе занятий наукой и внедрения своих проектов. Думаю, так и должно быть – сейчас преподаватель должен быть и ученым, владеть не просто теоретической базой, но и практикой. Поколение, которое придет нам на замену, будет как раз таким, совмещающим науку и производство.
Фото: из личного архива