«Няньки» для взрослых?

5303

После окончания школы первокурсник из-под родительской опеки и крыла классного руководителя попадает в огромный мир университета, где в первые дни, а то и месяцы, совершенно ничего не понятно. На этом этапе его должны подхватить под руки кураторы учебных групп. Но все чаще заходят речи о том, что университет слишком «нянчится» со студентами, и кураторы взрослым людям ни к чему. Основательно ли это утверждение, анализируем с кураторами и руководителями учебных подразделений Северо-Восточного федерального университета.


Куратор – как классный руководитель?

Для начала – интересная история из жизни декана автодорожного факультета СВФУ Дмитрия Филиппова. «Во время работы в финансово-экономическом институте я был куратором студентов. Однажды пришлось по согласию законного представителя и самого студента изъять у студента-игромана его игровой ноутбук. Он за несколько месяцев подтянулся в учебе, хорошо окончил институт и впоследствии благодарил за такие нетрадиционные жесткие меры», – рассказывает декан факультета. Но, конечно, в обычной кураторской жизни такие радикальные истории – скорее исключение.

Младший научный сотрудник Института математики и информатики СВФУ Валентин Алексеев кураторскую нагрузку взял на себя два года назад и считает, что ему повезло – ему досталась уже самостоятельные и сплоченные второкурсники. «Студенты обращались ко мне, когда нужна была помощь в оформлении документов и заявлений, например, для повышения повышенной стипендии», – рассказывает он. Валентин считает, что кураторы – это как классные руководители в школе, и они особенно нужны первокурсникам. «Кураторы должны помочь им адаптироваться в вузе, влиться в учебный процесс», – дополняет он.

Старший преподаватель автодорожного факультета СВФУ Олег Едисеев, наоборот, не согласен с мнением, что куратор – это университетский аналог классного руководителя

«Он должен быть примером для своих студентов, это очень важный человек, на которого студент может рассчитывать. Но в отличие от классного руководителя, куратор – не учитель. Он работает с взрослыми людьми, которые должны быть воспитаны основным нормам поведения в школе или в средне-специальном учебном заведении – соответственно, он будет вести беседу на равных, а не как учитель со школьниками», – считает Олег Едисеев.

Заместитель декана по воспитательной работе автодорожного факультета СВФУ Анна Брызгалова считает, что куратор – самый близкий человек для студента, группа, особенно в первый год. «Без него адаптация проходит сложнее. Благоприятную атмосферу в группе совершенно незнакомых друг другу людей в первые месяцы делает куратор. От доведения принципов корпоративной этики, требований к организации образовательного процесса, начальных установок об особенностях обучения в высшей школе, а также от вовлечения обучающихся в студенческую жизнь зависит результат дальнейшей учебы в вузе», – считает замдекана.

Институт кураторства – это прежде всего работа в рамках наставничества и механизм обеспечения преемственности академических традиций, считает декан исторического факультета СВФУ Наталья Стручкова. «Предвижу вопрос: а если куратор – молодой преподаватель? Наставничество на первых порах важно не в плане развития профессиональных навыков и умений, а в организации жизни в период студенчества. Формирование академической культуры требует проведение большой разьяснительной работы среди студентов и некоторого контроля для закрепления у студентов на уровне понимания, реализованного в поведении», – говорит руководитель факультета.

Кураторы – основная связующая, в которой нуждаются как студенты, родители, так и университет

Бурные годы и бурные времена

Студенты совершеннолетние люди, которые способны сами решать свои проблемы – казалось бы, опекун им ни к чему. Но, если внимательно изучить официальное положение СВФУ о кураторе и наставнике академической группы, кураторы нужны университету. Например, он координирует деятельность обучающихся на платформе индивидуальных образовательных траекторий «My route», изучает индивидуальные особенности студентов группы, в том числе их бытовые и семейные условия, ведет учет тех, кто находится в группе риска, может созвать срочные совещания или комиссии, если возникают серьезные проблемы.

К тому же, возраст – не показатель зрелости. Психологи в последнее время утверждают, что благодаря хорошим условиям жизни и воспитания, подростковый возраст сдвинулся и частично захватывает студенческие годы. Старший преподаватель геологоразведочного факультета Екатерина Рыжкович, наставник пяти академических групп, согласна с этим и считает, что кураторы – основная связующая, в которой нуждаются как студенты, родители, так и университет.  «Этап взросления молодых людей постепенно уходит за 18-20 лет. Именно поэтому первокурсники нуждаются в мудром наставнике. Студент, выходя из-под родительской опеки, сталкивается с множеством трудностей и переживает  некий кризис, когда в виду социального развития пока нет возможности взять ответственность за самого себя», – комментирует наставник будущих геологов.

Говоря о возрастных особенностях, Екатерина Рыжкович отмечает, что опасен не только постподростковый период

«На старших курсах, хоть ребята и становятся самостоятельными и взрослыми, возникает вероятность, что слишком высокая самоуверенность в себе может и навредить. Завышенные ожидания и амбиции могут сыграть обратную, негативную роль. И тогда мудрое наставничество куратора позволяет сгладить острые моменты на этапе выпуска из университета», – делится опытом куратор. Она старается выстроить доверительные отношения со студентами, когда молодые люди знают, что с любой проблемой они могут обратиться к старшему товарищу и обсудить проблему, получить помощь и поддержку.

Олег Едисеев также отмечает и гендерные особенности студенческих групп. На автодорожном факультете, где он работает, большинство студентов – мужчины. «В группах первокурсников, где 25% и более составляют девушки, адаптация проходит быстрее, и группа более активно и организованно включается в мероприятия факультета и университета», – добавил старший преподаватель.

Декан исторического факультета Наталья Стручкова считает, воспринимать кураторскую работу как выполнение функций няньки – это поверхностное суждение. «Студент самостоятелен в своих действиях, своем выборе, но это не означает, что он не имеет обязанностей по отношению к университету, к свои товарищам, преподавателям, к той академической среде, в которой он находится. Ориентиром выступает как раз куратор, который вводит его в эту жизнь», – заключает кандидат исторических наук.

Кураторская работа в университете – часть профессиональной работы в качестве преподавателя

Важно и нужно

Анна Брызгалова приводит в пример куратора выпускной группы автодорожного факультета Гамилию Николаеву. «Ее очень любят и уважают студенты, любые ее указания выполняют без вопросов. В прошлом году вся группа сдала сессию на «отлично», – говорит она.

По мнению Олега Едисеева, для продуктивного руководства группой нужны дополнительные стимулы. «Кураторов необходимо поощрять должным образом, то есть должна быть повышена доплата по показателям эффективности группы сверх базовой доплаты», – подчеркнул старший преподаватель. Он также особо отмечает, что между наставником и подопечными должен быть взаимообмен – куратор также ждет от студентов отдачи, большая доля организованности зависит от студенческого самоуправления.

«Кураторская работа в университете – часть профессиональной работы в качестве преподавателя. Разве нужно стимулировать быть хорошим преподавателем? Финансирование деятельности куратора – это не оплата, скорее поддержка со стороны руководства», – считает Наталья Стручкова.

Как у других?

В некоторых российских вузах пробуют варианты, когда функции кураторов могут на себя взять студенты старших курсов, или наоборот, второкурсники, которые сами недавно прошли путь вчерашних школьников. В 2019 году в Балтийском федеральном университете профсоюзная организация студентов презентовала программу «Адаптер», когда наставниками первокурсников становятся студенты других курсов. Но в 2022 году программа уже не работает. Заместитель председателя профкома студентов БФУ Татьяна Виндерголер сообщила, что проект приостановлен несколько лет назад по причине появления административной структуры Управление внеучебной деятельности, которая занимается вопросом наставниками у первокурсников.

В Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого институт кураторства как институт наставничества старшекурсников появился в 2016 году

Выпускник вуза Ислам Рагимов вспоминает, что в 2015 голу, когда он поступил, кураторов не было вообще. «Мои однокурсники, включая меня, максимально прочувствовали на себе тяжесть «взрослой жизни». В следующем году мы обеими руками поддержали идею появления кураторов в группах, но тот год прошёл достаточно сумбурно. Не было четкой системы, куратор не знал, что конкретно он должен был делать, некоторые стали гиперопекать группы, тем самым вызывая негатив у первокурсников», – отмечает он.

Студенты этого вуза проходят специальную подготовку в «Школе кураторов», где студенты учатся методам сплочения коллектива, решения конфликтов, закрепляют систему работы университета. Будущий юрист Александра Кучкова считает, что кураторы не решают чужие проблемы, а подсказывают, как это делать, чтобы молодые люди становились самостоятельными и взрослели.  Такая же система наставничества есть в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ».

Декан автодорожного факультета СВФУ Дмитрий Филиппов учился в Екатеринбурге, окончил Уральский институт народного хозяйства в 1994 года – кураторов в вузе не было. «Развлекали себя как могли, в общаге творился беспредел. То время выгодно отличало отсутствие компьютеров и гаджетов, и всем рулила самоорганизация: энергию девать куда-то надо? Учился я среди интересных и талантливых молодых людей, студенческие годы пролетели незаметно и счастливо. Но риторический вопрос повисает все равно – я считаю, и даже уверен, что в нынешнее «перевернутое» время кураторы нужны вузу и студентам», – говорит руководитель.

Наталья Стручкова считает маловероятным комфортное развитие студентов в вузе без кураторов. Даже если предположить это в теории – когда некоторые организационные функции на себя возьмут студенческие объединения, вопрос, кому передать воспитательную функцию, останется открытым. «Мы не можем допустить исчезновения коммуникационного пространства, которую сейчас обеспечивает институт кураторства», – подчеркивает декан.


Что нужно для успешной адаптации студента в вузе?

  1. – Сплочение студенческих групп, установление благоприятного климата в коллективе для успешной самореализации студентов
  2. – Развитие и умение навыков самоорганизации, технологии тайм-менеджмента
  3. – Обучение студентов методам психической и эмоциональной саморегуляции
  4. – Развитие у студентов коммуникативных умений и навыков, технологии публичного выступления, обратной связи в межличностных и межгрупповых коммуникациях.
  5. – Развитие у студентов представлений о безопасном поведении, воспитание чувства самоуважения, собственного достоинства.
  6. – Профилактика девиантного, аддиктивного поведения.

Из методического пособия куратору (наставнику) академической группы СВФУ


Фото: из архива отдела новых медиа и интернет-коммуникаций СВФУ

Рекомендуем: