Современный мир меняется – обществу нужно знать, как отвечать на вызовы миропорядка. Эксперты Северо-Восточного федерального университета рассказывают о том, как преодолеть кризис гуманитарного знания, как подготовить будущего гражданина к жизни в социуме, каково значение теории юридического лица сегодня.
Анатолий Жожиков, завкафедрой ЮНЕСКО СВФУ:
– Информатизация значительно усилила потенциал точных наук, однако в гуманитарной сфере, напротив, стал заметен регресс. Уже невозможно встретить «властителей дум», равных Аристотелю, Канту, Марксу, Ницше, способных интеллектуально объединять поколения. Принципиально изменились не столько масштаб харизмы, статус лидерства и содержательность провозглашаемых целей, сколько сами каналы трансляции и восприятия универсальных идей, замыкающие их в определенном сегменте социальных сетей.
Кризис гуманитарного знания обусловлен снижением в последние годы качества общедоступного образования. Вопиющая неграмотность школьников и студентов, в равной мере несведущих ни в азах гелиоцентризма, ни в основополагающих датах отечественной истории, безусловно шокирует. Они – представители принципиально иной мультимедийной цивилизации, скоротечно оформившейся в последнее двадцатилетие.
Именно в переходе человечества к новому этапу развития – информационному обществу – выражается кризис гуманитарного знания в XXI веке. Усложнение информационных потоков, формирование новых типов и источников информации, развитие научных методов и технологий существенно меняют гуманитарные исследования, направляя их в сторону междисциплинарности.
В Северо-Восточном федеральном университете они достаточно активно развиваются. В частности, реализуется проект «Цифровизация языкового и культурного наследия коренных народов Арктики», который в октябре 2020 года получил статус проекта Арктического совета.
Проект – междисциплинарный, и в его реализации задействованы лингвисты, культурологи, историки, картографы, программисты и многие другие специалисты. Он нацелен на создание международного мультикультурного интернет-портала по языкам, культуре и о продовольственном наследии коренных народов Арктики. Также реализуется подпроект «Возрождение языков коренных народов Арктики: образовательный онлайн-ресурс», его цель – создать циркумполярную ГИС-карту языков и культуры коренных народов Арктики.
Развитие цифровых гуманитарных наук позволит в какой-то мере преодолеть кризис гуманитарного знания за счет междисциплинарности исследований и использования широких возможностей современных ИКТ. Системная и плановая работа по всем направлениям цифровых гуманитарных наук позволит повысить оперативность предоставления информации, ее наглядность и достоверность, а также повысит статус гуманитарных наук в век формирования информационного общества.
Юлия Антонова, доцент кафедры психологии и социальных наук Института психологии СВФУ:
– Одна из отличительных характеристик современного мира – все чаще появляющиеся в «повестке дня» условия, связанные с глобальным потеплением. На Крайнем Севере вспыхнули пожары, участились наводнения. Последствия бесконтрольного и необдуманного использования природных ресурсов – то, с чем предстоит жить будущим поколениям. Хотя уже все страны без исключения понимают, что единственный способ предугадать, предупредить беду и выстоять против нее – действовать всем миром заодно.
В наших интересах, да и всего мира, содействовать реализации сценария, где центром силы мировой политики может выступать Российская Федерация. Никакая глобализация не сможет отменить факт: помимо запада, в мире существует еще и восток, север, юг – далеко не каждый уголок мира готов принять за эталон именно западную культуру.
В то же время именно Россия, исторически расположенная на стыке всех четырех сторон света – как географически, так и культурно – веками проверяла, испытывала и доказывала свою способность к сглаживанию межнациональных взаимоотношений, культурных противоречий и деликатной, ненасильственной ассимиляции. Но сохранить, преумножить и усилить эти тонкие настройки: способность к дружбе, пониманию, принятию, взаимопомощи – мы сможем только, если у нас получится передать их по наследству следующим поколениям.
Талантливая и трогательная, крепкая духом и смелая, честная и ежедневно поражающая меня неожиданными решениями и «супер-способностями», готовая брать ответственность за себя, семью, страну. Готовность служить Родине – это стержень, который должен закладываться с детства вместе с понятием патриотизма.
А как же увязывается патриотизм, которым мы так гордимся и который хотим развивать в наших умах и сердцах, с глобализацией, о которой идет речь, спросите вы? Как показывает история – легко. Именно в российском, многолюдном и многонациональном патриотизме и прячется ключик к будущему мировому единству: все мы – братья, все мы – дома.
Необходимо развивать наших детей именно в российском патриотическом ключе: не фанатичном, не отрицающем инаковость других культур – наоборот, гостеприимном, широком, положительном – закладывая весь потенциал страны в развитие подрастающего поколения. Поиск и создание педагогических условий, способствующих эффективному воспитательному процессу, взращиванию талантов во всех сферах жизни и высокая социокультурная «планка» – вот «три кита» подготовки будущего гражданина к жизни в обществе.
Рум Ушницкий, декан юридического факультета СВФУ:
– В свое время российский правовед Иосиф Покровский писал: «Юридические лица были в течение всего XIX века одной из излюбленнейших тем в цивилистической литературе». Считаем, что проблема сущности юридического лица обсуждалась в XIX-XX веках не от праздного любопытства, а для определения общей концепции этой сущности. По нашему мнению, это был своеобразный референдум среди ученых-юристов по этому вопросу. Каждый считал необходимым высказать свое мнение по нему. Таким образом, в праве сложилось учение юридического лица, которое по количеству научных взглядов превышает все предметные юридические учения, даже о самом праве и о правоотношении.
Мы, кто работал в 80-ые годы прошлого столетия, являемся свидетелями того, как теория юридического лица стала одной из причин развала экономики такой огромной державы, как Советский Союз. Речь идет о «теории коллектива». Автором этой теории является академик Анатолий Венедиктов. Но не он виновен в развале экономики Советского Союза, а сотни, если не тысячи ученых-юристов, которые довели эту теорию до абсурда. Высший апогей этого абсурда ознаменован принятием Закона СССР от 17 июня 1983 г. «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями».
Автор этих строк в 1983 году принимал участие в собрании по выбору директора своего предприятия. Уже тогда в свои 18 лет понимал, что выберут не строгого, принципиального начальника, а того, кто закроет глаза на опоздание, прогул, употребление алкоголя на рабочем месте, на брак, того, кто закроет наряд по максимуму, выдаст премию, представит к награде. В итоге выбрали директором «своего парня». И так по всей стране.
Результат применения этого закона, полностью основанного на «теории коллектива»: крах не только экономики СССР, но и самого Советского Союза!
К такому же мнению о значении теории коллектива со ссылкой на Пола Грегори приходит Георгий Цепов. Он пишет: «Крах советской экономики произошел именно тогда, когда химеру стали воплощать в реальности: предприятиям была предоставлена свобода, а трудовой коллектив был наделен правами по управлению».
Это только один аспект значения теории юридического лица. Не менее важное значение эта теория имеет для борьбы со злоупотреблением правом участия в юридическом лице, попыток признать юридическое лицо субъектом уголовной ответственности, а также в настоящей сложной геополитической ситуации, в которой юридические лица играют не менее главную роль, чем государства.
Фото: из архива отдела новых медиа и интернет-коммуникаций СВФУ