По заветам Плутарха: «Ученик – факел, который нужно зажечь»

7502

Победителями конкурса эссе ко Дню преподавателя высшей школы в Северо-Восточном федеральном университете признаны профессор горного института Иван Ковлеков, студентка четвертого курса физико-технического института Анжелика Кривошапкина и третьекурсница института психологии Лана Шапошникова. «Наш университет» рад представить лучшие работы, занявшие первые места.


«Приключения электрона»

В своем эссе профессор кафедры горного дела горного института, доктор технических наук, выпускник 1981 года Физического факультета ЯГУ Иван Ковлеков рассказал о лекции профессора Иннокентия Кычкина по теоретической физике.

– Из всех лекций, услышанных в университете за время учебы, до сих пор помню именно эту. «Это» происходило на втором этаже главного корпуса ЯГУ в большой аудитории возле холла. Помещение было битком набито жаждущими знаний студентами-физиками из нашего курса физико-математического факультета. Теоретическую физику читал тогда красивый и стройный молодой физик-теоретик интеллигентного вида в очках Иннокентий Саввич Кычкин. Тему лекции точно не помню, но по содержанию дисциплины скорее речь шла о теоретических основах взаимодействия электрона с электромагнитным полем при «полете» через него (дисциплина «Электродинамика»).

Лектор сразу начал писать на доске мелом исходные позиции в виде системы частных дифференциальных уравнений. Для тех, кто «не в теме», это такие математические выражения дробного вида, иногда густо вкрапленные треугольным знаком «дельта», а иногда с одной или двумя точками наверху над переменной. Нагромождения этих двухэтажных абстрактных конструкций меня вовсе не испугали и не поразили, поскольку, когда мы учились в республиканской физмат школе при ЯГУ нас до одурения натаскивали на этих дифференциалах, интегралах функций и их производных. Выпускников РФМШ было много на курсе, и мы практически «отдыхали» на парах по высшей математике и физике, воспринимая материал как повторение пройденного.

Тем временем наш лектор увлеченно писал строчку за строчкой в бесконечную последовательность математических фраз и выражений, постепенно принимающих угрожающий вид четырехэтажных конструкций

Всё это происходило в полной тишине, изредка прерываемой лаконичными фразами лектора о сути подстановки и трансформации аналитических преобразований. Я с тревогой осознал, что уже давно растерял понимание физической сути изучаемого электродинамического феномена приключений электрона в переменном поле, но не переставал завороженно следить внимательно за каждым логическим поворотом мысли физика, с удивлением не находя для себя никакой математической ошибки.

Вся магия академического представления заключалось в том, что лектор не пользовался ни учебником, ни конспектами и при этом снова и снова заполнял доску страшно громоздкими формулами, как будто просто и легко переписывал с невидимого для нас готового листка бумаги. То ли наш лектор так увлекся, то ли не захотел прервать логическую цепь вытекающих последовательно суждений, но полтора часа лекции мы просидели без перерыва, завороженно следя за беглым порханием мела на доске. Завораживающая виртуозность аналитических выкладок, основанная на глубоком понимании физических связей главных переменных, нас полностью поглотила и, казалось, увлекла за собой глубоко в таинственный мир микромира, что эти полтора часа промчались незаметно как на одном дыхании.

Постепенно система математических небоскребов стала таять под железными аргументами допущений физика, преобразилась до неузнаваемости и после финальных пируэтов танца руки с мелом на доске превратилась в лаконично короткую и красивую строчку – хорошо узнаваемое уравнение известного физического закона квантовой электродинамики. И тут вдруг все вокруг соскочили с мест и стали громко хлопать в ладоши, а громче всех хлопал, как ни странно, твердый троечник Мишка! Я, работая преподавателем в университете большую часть своей жизни, никогда и нигде больше не слышал, чтобы после рядовой учебной пары студенты кому-нибудь все вместе так дружно аплодировали искренне от восторга!


«Плеяды преподавания»

Анжелика Кривошапкина изучает физику и информатику – после завершения обучения станет педагогом. Девушка уверена, истинный профессионализм преподавателя начинается там, где студент загорается его методами обучения, начиная перенимать учительский опыт, обращая внимание на все мельчайшие детали в процессе получения знаний.

– В наше время в первую очередь ценится способность передать собственные мысли на словах, вызывая у обучаемого интерес к рассказываемому так, чтобы он после урока точно не забыл материал. Эту способность называют ораторским искусством – тем, что не каждый достигает. И, к счастью, тот пример, который мне подала Айталина Анатольевна Протодьяконова – старший преподаватель кафедры методики преподавания физики Физико-технического института, показал, что истинный профессионализм преподавателя не только в способности говорить и излагать на простом языке дисциплину.

Мне кажется, знание об умении быть стойким перед аудиторией, не бояться громко говорить и заинтересовывать словами обучаемого – это поверхностное определение обязанностей преподавателя

Нам часто говорят, что отличие учителя от вузовского преподавателя в том, что первые – из кожи вон вылезут, чтобы ученику было доступно, а преподаватель всего лишь направит студента в нужное русло. Если углубиться в каждое действие, то на первый план для меня выйдет способность организовать такую деятельность на паре, которая всколыхнет студента, заставив выйти из зоны комфорта. Это поэтапное планирование всех лет практики и подхода к студенту, чтобы достичь желаемого результата в виде действительно полученных знаний.

Астрономия лично для меня в школе началась с десятого класса. Курс поверхностно рассказал об устройстве нашей Вселенной, затронув интересные темы в виде звезд и нужных формул для определения тех или иных астрономических величин. В преподавании астрофизики, как мне казалось, больших знаний тогда не особо нужно. Важно получить материал, который и будет доступен, выучить его и выступить перед детьми? Нет. Надо углубиться в эту дисциплину, раскрыть всю полноту для себя и понять суть самого знания, чтобы донести до обучающихся.

Айталина Анатольевна из тех преподавателей, которые не станут раскрывать суть какого-то определения без ответвлений во всевозможные понятия. Для меня подобный подход к обучению вызвал интерес за счет того, что приходилось искать ответы, основываясь на знаниях трех или четырех подтем. Это вызывало затруднение, но очень хорошо систематизировало материал в голове. Меня поражает в этом подходе то, что он абсолютно индивидуализирован и раскрыт в таком виде, который удовлетворяет моим личным границам познания.

С первого курса Айталина Анатольевна преподавала у нас не только астрофизику, но и другие дисциплины, что помогло ей выстроить примерную картину наших способностей. И при раскрытии для себя астрономии как дисциплины на третьем курсе я с удивлением отметила, что теперь в любых деталях о космосе думаю о причинах и возможностях, об определениях и гипотезах. Меня интересует сейчас Вселенная настолько, что каждый ответ хочется искать с такой скрупулезностью, что спирало бы дыхание при осмыслении.

Наверное, трудно заинтересовывать в открытии огромного космоса взрослого человека, чьи мысли не в детских мечтах познать мир. Люди в нашем возрасте уже сформированы так, чтобы не порываться в космонавты, но, как мне кажется, Айталине Анатольевне удалось найти такой подход, что всегда будет вдохновлять меня, когда я открою свой сценарий урока и встану перед классом, готовая излагать сегодняшнюю тему по самым ярким звездам этого мира.


«Преподаватель, оказавший наибольшее влияние на мое мировоззрение»

Лана Шапошникова в своем эссе выразила благодарность старшему преподавателю кафедры информационных технологий института математики и информатики Владимиру Эверстову.

 – Уже многие годы остаюсь благодарна одному из лучших преподавателей в ИМИ – Владимиру Васильевичу Эверстову. Именно его вдохновляющие наставления выстроили во мне ту личность, которой я сейчас являюсь. Его правильный индивидуалистский педагогический подход к тогдашней мне, никудышной студентке, которая еле закрывала лабораторные по программированию, полностью перевернул мое мировоззрение. Хотя, если быть точнее, положил в фундамент то самое зерно, которое продолжает расти и сейчас, но у всех моих убеждений, ценностей и взглядов одна основа – словно это бесконечное бинарное дерево.

Как вы понимаете, программирование давалось мне с огромным трудом. В какой-то момент это стало непомерно сложным для меня, что я засомневалась в своих способностях, особенно умственных. Может, и не мое это вовсе? Доходило и до абсурдного, когда мне доводилось укрываться от пар Эверстова по основам программирования прямо этажом выше от аудитории в КФЕНе. И вот настает час, когда я стою перед Рубиконом. Прихожу сдавать главную работу, чтобы дали зеленый свет на сессию. А она была у меня кривой и костыльной, слепленной и скрепленной из частей работ моих одногруппников и еще другие части были найдены на просторах интернета. В общем, сразу видно – не моя работа и едва ли я вообще понимала, как она работает.

Увидев этот ужас, Владимир Васильевич сначала промолчал, и стою я уже в холодном поту и ожидаю криков, нравоучений: «Да как тебе не стыдно?!» или просто ответа: «Приходи на следующий год», оценки в ноль баллов на титульном листе, чего угодно, но никак не того, что я услышала. «Как тебе даются остальные предметы, кроме моего?» – спросил он у меня. «Неплохо, трудно мне только с Вашим предметом…», – ответила я. – «Знаешь, в институт я тоже пришел с плохими знаниями по программированию, – и тут же он продолжает, – были проблемы в начале». «Прямо как у меня? – спрашиваю я тихо, – думаете, я смогу когда-нибудь этому научиться?». – «Конечно, ведь когда ты в чем-то плох, то это повод сесть, разобраться в этом и стать в этом деле лучшим».

С тех пор это кредо навсегда со мной. Сейчас я вижу много таких же людей, которые, потерявши надежду, опускают руки

Их я очень понимаю, так как сама оказывалась в такой ситуации. И неважно, просто ли это не дающийся предмет в школе, университете; неудачи в личной жизни; проблемы на работе или это конфликт с самим собой в духе: могу ли я? Хватит ли моих способностей?

Люди, вы способны на все! Главное – не терять надежду и трудиться, хотя бы мелкими шажками идти к своей цели. Путь долог, тернист, нуден, скучен, невыносим, но если вы любите свое дело, то идите до конца. Неважно, что остальные о вас думают. В заключение я хотела бы отдельно поблагодарить преподавательский состав ИМИ, Поисееву Саргылану Семеновну за веселые и каверзные задачи с матрицами; Попова Олега Николаевича – знания по теории вероятности очень пригодились в моей жизни; Афанасьеву Веру Ильиничну – я очень любила математический анализ; Михайлову Марию Степановну – наверное, Вы помните все мои выходки, и многих-многих других, включая отдел УМО: Васильеву Анну Семеновну и Егорову Оксану Николаевну. Хоть я и давно не с ИМИ, но с теплотой вспоминаю свою первую учебу.

Фото: из архива отдела новых медиа и интернет-коммуникаций СВФУ

Рекомендуем: