В системе общего образования Якутии работают свыше 28 тысяч педагогических работников, в том числе 18 334 – в общеобразовательных организациях. Около 80% учителей – женщины. Профессора и выпускники Северо-Восточного федерального университета поделились мнением о том, почему мужчин-педагогов мало, что необходимо менять в системе образования, а также рассказали о сложностях профессии.
Школе нужны учителя-мужчины
Количество женщин и мужчин в педколлективе сказывается на общем образовании, особенно на мальчиках, уверен выпускник Института математики и информатики ЯГУ 2005 года – учитель математики СОШ №17 г. Якутска Алексей Егоров: «Идеальное процентное соотношение – 50 на 50. В нашей школе работают 71 учитель, из них 14 мужчин-педагогов. Ранее мне удалось поработать по программе предоставления жилья в средней школе села Ючюгей Оймяконского района. Там тогда в педколлективе было много мужчин – 40 на 60 в процентном соотношении. Примечательно, образовательный процесс проходил иначе и показатели по учебной и воспитательной части были на хорошем уровне, проблем не было».
По его мнению, необходимо ее повысить, поскольку прежде, чем молодой учитель начнет зарабатывать достаточную сумму денег, ему предстоит несколько лет повышать свою квалификацию. «Это пугает молодых специалистов. Нельзя забывать, что мужчина отвечает за благосостояние своей семьи, будучи добытчиком. Нужно подумать о подъемных», – отмечает педагог.
Вторая причина касается психологической составляющей, считает Алексей Егоров: «Мужчинам, которые попадают в женский коллектив, к детям, воспитанным женщинами, требуется некоторое время для адаптации, реализации своих идей, планов и т.д. В вузах важно углублять знания будущих педагогов по психологическим аспектам. Как говорится, научить учить предмету одно, а вот сделать так, чтобы выпускник был психологически готов к работе стать учителем – гораздо сложнее. Также важно организовать больше практики для получения реальных навыков работы с детьми. Так, у выпускников будет выше осознанность и понимание важности работы учителя».
Алексей Егоров подчеркивает, необходимо проводить более основательную профориентационную работу по педагогическому направлению – со школьных парт: «Мы видим, что в вузы на педагогические направления поступает не так много молодых людей. Опять-таки снова касаемся финансов: дети, будучи еще в школе, выбирают те направления, которые по их мнению повлияют положительно на их благосостояние и на социально важные сферы. Хотелось бы отметить, что на самом деле заработная плата у учителей нашего региона стабильная и достаточная, мужчин-учителей уважают и берегут, поэтому с удовольствием ждем молодых людей в наши ряды».
На педнаправления поступают нацеленно
Профессор педотделения Института естественных наук СВФУ, доктор педагогических наук Аксинья Егорова работает в университете свыше 45 лет и имеет много выпускников. «За последние 5 лет наблюдаю такую тенденцию: молодые люди не бросают школу и показывают хорошие результаты – в том числе становятся директорами. Сегодня на педнаправления поступают те, кто нацелен стать учителями. Например, в нашем институте молодые люди интересуются фундаментальной областью науки: химией, биологией», – говорит Аксинья Егорова.
Основная причина, почему молодые люди меньше выбирают педнаправления, кроется, прежде всего, в социальном статусе учителя – необходимы подобные льготы, как у работников АЛРОСА, газовой промышленности, энергоснабжения, уверена профессор: «Не стоит думать о том, сколько мужчин, сколько женщин среди учителей. Важно другое: нужна политика об учительской профессии, о подготовке педагогических кадров в стране. В последнее время объявляется Год педагога, наставника. Это очень хорошо».
«В Якутии экзамен по химии сдают выпускники не многих районов. Это значит, что то или иное муниципальное образование на ближайшие 4-5 лет не будет иметь ни химика, ни биолога, ни врача, ни агронома. Кроме того, сами учителя порой отговаривают от сдачи экзаменов по их предметам», – объясняет Аксинья Егорова.
По мнению профессора, должен быть системный подход к подготовке учительских кадров со школы: «Не зря мы предусматриваем преемственность: важно проводить работу еще в школе, а не когда выпускник уже пришел в вуз. Университет в свою очередь набирает небольшие группы: в магистратуру от 7 до 10 человек. Нужно увеличивать количество мест».
Важно готовить учащихся к взрослой жизни
Директору Белогорской гимназии им. Н.Н. Ефимова Абыйского района, что находится в Арктической зоне Якутии, выпускнику института зарубежной филологии и регионоведения 2010 года Владиславу Окорокову импонирует введение обновленных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения. Их цель – предоставление качественного образования каждому школьнику вне зависимости от того, где он проживает и в какой школе учится. Вне зависимости от того, как меняется мир, очень важно, чтобы школьник знал математику, русский язык, литературу, историю своей страны, уверен Владислав Окороков.
«Наша главная задача сегодня – подготовка ребенка к взрослой жизни. Нам нужно работать именно с отстающей категорией детей. Руководствуясь заветами великого педагога-практика Макаренко, нам важно уметь находить в каждом ребенке талант. В центре образовательной модели школы должен находиться ребенок и его предпочтения. Каждый ученик должен выбрать индивидуальную образовательную траекторию», – убежден Владислав Окороков.
Критическое мышление, командная работа, умение коммуницировать и креативность лежат в основе всего образовательного процесса гимназии. Второй круг – знания. В этот механизм включены 7 предметных областей с выбором глубины изучения предметов. Глубокое изучение любой из предметных областей: математики, русского языка и литературы, иностранных языков, социальных, естественных наук, информационных технологий и робототехники, искусства, физической культуры и т.д.
Третий круг – интересы, здесь 5 основных компонентов программы. Для отдыха, развития и занятия любимым делом работают спортивные секции, школьный театр, ансамбли, кружок робототехники, лаборатории для научных экспериментов и много другое. «Современная школа должна быть готова ко всем изменениям законодательства в сфере образования, придерживаясь agile-подходов. Школа должна апробировать лучшие практики, чтобы воспитать личность, готовую к жизни в глобальном мире», – подытожил Владислав Окороков.
Стать учительницей, воспитательницей – испокон веков мечта девочек
В целом институт учителя, гувернантки – удел девушек в России, рассказывает директор Пединститута СВФУ, доктор педагогических наук Татьяна Третьякова: «Смоленский институт благородных девиц был закрыт для мальчиков, поэтому мы не удивляемся, что в основном наши студенты – девушки. В нашем институте есть два направления, куда поступают молодые люди – это «Информационно-вычислительные технологии» (ИВТ) и «Технология». Ребята успешно учатся».
«Институт материнства и женского влияния имеет большое значение в становлении личности. При этом, конечно, мужчины-учителя нужны школе. В тех образовательных организациях, где их много, более здоровая обстановка для формирования личности. Мужское влияние нужно: технические дисциплины должен преподавать мужчина, а также обязательно, чтобы в администрации работали представители мужского пола», – объясняет Татьяна Третьякова.
Важно, чтобы дети, еще обучаясь в школе, понимали особенности профессии педагога, уверена доктор педагогических наук. В пединституте уже второй год работает Виртуальная школа для учеников 8-11 классов. Будущие абитуриенты изучают азы психологии и педагогики, основы воспитательного процесса. За прошедший год обучение в ней завершили 42 человека, среди них 5 выпускников, четверо из которых поступили в пединститут. На сегодня в школе обучаются порядка 90 человек, прием слушателей ведется.
«В нашем институте часы практики для студентов регулируются согласно нормативным документам. В колледжах педпрактики больше, в этом отношении высшее образование страдает. Тем не менее сейчас предполагается введение ядра педагогического образования – это методические рекомендации по составлению учебных планов для бакалавриата. Они предполагают определенную степень свободы, и мы постараемся увеличить часы практики», – отметила Татьяна Третьякова.
Директор добавила: «Второе – мы вводим индивидуальные образовательные траектории. В рамках ИОТ при необходимости после третьего курса обучающийся может работать параллельно с учебой. Его трудовой стаж учитывается, а учебные дисциплины сдаются в индивидуальном порядке».
Диплом нужно подтверждать работой
Многие молодые педагоги не идут работать по специальности, сетует выпускник пединститута 2014 года, директор Тойбохойской СОШ Сунтарского района Айаал Тотонов: «Например, не все мои однокурсники пошли в профессию. Сам я начал карьеру в 23 школе города Якутска. Первый год выдался непростым: были сложности составлять рабочую программу, вести уроки и документацию. Пережить тот период мне помогла родная кафедра, где я получал консультации. Сейчас понимаю, что студентам нужно больше практики».
Айаал Тотонов восемь лет работает в сфере образования. Он подчеркивает, что в сельских школах наблюдается дефицит кадров. Например, в Тойбохойскую школу приняты три молодых учителя, окончивших СВФУ в этом году. При этом остается большая нагрузка на учителей русского языка, истории и обществознания, педагогов начального образования. «Нужно ввести обязательство по отработке трех-четырех лет после окончания обучения для подтверждения и закрепления диплома об образовании. Так, выпускники дойдут до школ, а также получится побороть тенденцию, когда молодые люди стремятся остаться в городе или центральных районах», – полагает директор.
«На мой взгляд, гендерное соотношение преподавательского состава не сказывается на качестве образования. По крайней мере все предметы, которые должны вести мужчины: ОБЖ, физическую культуру, технологию, информатику, у нас ведут молодые парни. На качественное образование детей, по-моему, больше влияет кадровая обеспеченность школы и равномерное распределение нагрузки среди учителей – она должна быть оптимальной и равномерной», – заключил Айаал Тотонов.
На сегодня в СВФУ по педагогическим направлениям обучаются около 4 тысяч человек по всем уровням образования. Среди них – 3030 девушек и 952 юноши. Отметим, с прошлого года студенты пединститута перешли на новый формат обучения: они выбирают предметы и педагогов согласно индивидуальной образовательной траектории.
Фото: из архива отдела новых медиа и интернет-коммуникаций СВФУ