«Чтоб научный сотрудник получал достойную зарплату, как минимум, необходимо иметь степень кандидата наук»

1785

Старшему преподавателю эколого-географического отделения Института естественных наук Северо-Восточного федерального университета Михаилу Васильеву не так давно присудили научную степень кандидата географических наук по геоэкологии. Ученый исследует причинно-следственные связи лесных пожаров и абиотических факторов на территории Якутии. «Наш университет» поговорил с исследователем о его пути в науку.


Расскажите, пожалуйста, с чего все началось? Кто из ученых Якутии оказал на Вас влияние?

Будучи студентом второго курса Физико-технического института Якутского государственного университета, я был принят на должность техника 1-ой категории на 0,5 ставки в лабораторию геоинформатики Института космофизических исследований и аэрономии имени Ю.Г. Шафера СО РАН.

Лаборатория специализировалась на исследовании Земли из космоса. В то время мы с коллегами проводили спутниковый мониторинг облачности, лесных пожаров и паводкового разлива рек в Якутии. С тех пор я начал исследования динамики облачного покрова и лесных пожаров по данным дистанционного зондирования Земли из космоса под руководством старших сотрудников Института – кандидатов физико-математических наук Владимира Степановича Соловьева и Владимира Ильича Козлова. Последний обучил меня методам статистической обработки данных и своим рвением узнать, что же получится при этом в итоге, заинтересовал меня наукой.

Я из династии учителей. Нас в семье четверо детей – мама и бабушка растили нас вдвоем

Мы им очень благодарны. В моем роду есть учителя и педагоги высшей школы. По линии мамы со стороны бабушки и дедушки с ученой степенью кандидата наук нас двое – я и моя тетя, кандидат педагогических наук, доцент Физико-технического института СВФУ Наталия Михайловна Соловьева.

Почему именно эта тема? Какая практическая польза от исследования вашей темы?

Исследования, которыми я занимаюсь, охватывают широкий спектр научно-прикладных задач. В диссертационной работе можно встретить исследования, начиная от динамики почвогрунтов в Якутии до Форбуш-понижений галактических космических лучей.

Знать причины возникновения и анализировать динамику лесных пожаров необходимо для предотвращения экологических последствий

Выражено это в загрязнении атмосферы продуктами горения и их негативном влиянии на здоровье населения в Якутии. Очаги горения лесного массива сопровождаются смогом, который опасен не только для людей, но и приводит к различным атмосферным эффектам. Загрязнение атмосферы частицами дымового аэрозоля приводит к изменению прозрачности атмосферы, а также охлаждению или нагрева воздуха. В свою очередь абиотические факторы неживой природы, метеоэлементы – характеристики состояния атмосферы, являются основными показателями не только среды обитания всего живого на Земле, но и среды обитания человека.

В целом представленные результаты исследования в диссертационной работе могут быть использованы Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) в качестве дополнения территориальной системы экологического мониторинга.

Помните ли Вы свою первую научную работу? Чему был посвящен материал?

Мои первые научные работы связаны с динамикой облачного покрова и лесных пожаров в Якутии под влиянием гелиогеофизических процессов. На начальной стадии, как и сейчас, всю обработку экспериментальных данных я осуществлял сам. Учился оформлять научные публикации у старших коллег, в том числе анализируя обзоры научных статей. Участие в научно-практических конференциях различного уровня также привносят определенный вклад и опыт для молодого ученого. С моей публикационной активностью и идентификационными номерами различных баз научного цитирования можно ознакомиться в моем профиле в Интернете.

По-моему мнению, в науку идут люди по призванию. В настоящее время, чтобы научный сотрудник получал достойную заработную плату, как минимум, необходимо иметь ученую степень кандидата наук. В этом вся суть вопроса и утечка кадров. В этом плане необходимо искоренять причину, а не бороться со следствием.

В науке я уже 19 лет. На данный момент я не представляю себя вне науки. Мне нравится выявлять причинно-следственные связи различных явлений и процессов.

Солнечный фотометр SP-9, расположенный на кровле здания ИКФИА СО РАН в Якутске

Что было самое сложное в начале Вашего исследовательского пути? Что можете посоветовать начинающим исследователям?

Сложности различного характера у исследователей встречаются на протяжении всего пути их профессиональной деятельности. У каждого они индивидуальны. Молодым исследователям могу посоветовать набраться терпения, здоровья и идти к своей цели.

Большую роль в реализации диссертационной работы оказывает поддержка администрации, коллектива и научного руководителя

Безусловно, поддержка родных и близких также играет ключевую роль. Если ее нет – путь ваш будет не из легких. Могу лишь пожелать удачи с выбором или назначением научного руководителя, который Вас во всем и всегда поддержит. Мне с таким руководителем повезло – это доктор географических наук, доцент эколого-географического отделения Института естественных наук Людмила Агафьевна Пестрякова.

На стадии реализации диссертационной работы сложно было определиться с научной специальностью, под которую подходили мои междисциплинарные исследования. По этому вопросу я консультировался со многими учеными, одни из которых – доктор биологических наук Михаил Михайлович Черосов – посоветовал мне обратиться к Людмиле Агафьевне. Она сама и ее взгляды на науку в целом оказались мне близкими. Она оказала мне большую помощь как руководитель.

Считаю, если научный руководитель реализовал все возможности соискателя, который представил к защите работу – это главная его сильная сторона.

Сам я с 1 сентября 2018 года и по настоящее время занимаюсь преподавательской деятельностью в эколого-географическом отделении института естественных наук. Я веду различные дисциплины по гидрометеорологическому направлению. За столь короткий срок являлся научным руководителем свыше десяти выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций. В педагогическом русле основным для меня принципом является передача всех своих знаний студентам и всесторонняя поддержка.

Фото: из личного архива

Рекомендуем: