С 20 июня по 10 июля 2022 года в городе Верхоянске прошла II летняя научная школа «Юные исследователи Верхоянья» для учащихся Верхоянского района, посвященная 150-летию Верхоянской СОШ имени М.Л. Новгородова. Как дети изучали краеведение и смогли прикоснуться к прошлому и будущему – в материале «Нашего университета».
Целью проведения школы было развитие интеллектуально-творческого потенциала учащегося путем совершенствования знаний, умений и навыков научно-практического поведения и развития исследовательских способностей, отметила директор Департамента науки и инновации СВФУ Нинель Малышева. «Лекторами выступили молодые ученые Якутии, эксперты республиканского этапа НПК «Шаг в будущее» и научных конференций, имеющие успешный опыт работы со школьниками в области научно-исследовательской деятельности», – подчеркнула она.
В рамках школы прошли тематические лекции, проектный интенсив, экспедиции по сбору полевых материалов, практические занятия, научные мероприятия. «В заключительном этапе открыта научно-практическая конференция, экспертами в которой выступили специалисты управления образования Верхоянского района, директор Верхоянского улусного краеведческого музея «Полюс холода», учителя. Участники представили научные темы и проекты, разработанные во время школы», – поделилась Нинель Малышева.
Палеонтология и животный мир
Для школьников организовали экспедицию на опорное местонахождение «Батагайка», они ознакомились с геохронологической шкалой времени, освоили материал в процессе теоретических работ, практической, игровой деятельности, научились вести полевой дневник и сбор костных остатков животных мамонтовой фауны.
«Также ребята усвоили методики определения видов животных мамонтовой фауны по костным остаткам, обнаруженных во время экспедиции на местонахождении и промеров костных остатков животных мамонтовой фауны, используя штангенциркуль, приобрели навыки самостоятельной учебно-исследовательской работы», – рассказал младший научный сотрудник лаборатории Музей мамонта имени П.А. Лазарева НИИ прикладной экологии Севера СВФУ имени профессора Д.Д. Саввинова Гаврил Новгородов.
Аксинья Охлопкова, ученица 9 класса Верхоянской СОШ:
– Мне все понравилось, особенно когда ездили на экспедицию. Мы насладились прекрасными видами, узнали очень много нового. Гаврил Петрович очень хорошо все рассказывает и объясняет. Мы сделали очень много работ, научились как отличать и определять кости разных животных. Ходили в музей, записывали и рисовали кости, научились делать бирки для костей, сделали доклад.
Андриан Сушеница, ученик 10 класса Батагайской СОШ:
– Мне очень запомнились некоторые моменты на природе, когда мы ходили по «Батагайке» меж древних байджерахов и через густые леса родного Верхоянья. Побольше бы подобных красот природы. Было очень весело и интересно сидеть на полевых работах. Я узнал много нового, хоть и сам изредка интересуюсь палеонтологией.
Этнография, этнология и антропология
В начале работы проекта школьникам была проведена лекция «Введение в курс истории, этнографии, этнологии» и лекция «Полевые работы в исторических исследованиях» где были рассказаны краткие обзорные лекции по направлению подготовки, а также проведен мастер-класс по проведению полевых исследований и оформлению НИР. Данные лекции соответствовали теоретическому внедрению в направление подготовки.
«Кроме работы в музее была проведена работа в библиотеке Верхоянской СОШ, где была проведена также практическая работа по работе с библиографическими источниками и оформлению списка литературы и источников в проводимых исследовательских работах», – поделился начальник отдела развития молодежной науки Департамента науки и инноваций, младший научный сотрудник Международной научно-исследовательской лаборатории «Лингвистическая экология Арктики» Святослав Федоров.
Следующим этапом работы выступили полевые исследования. Участниками был пройден теоретический курс «Полевые работы в исторических исследованиях», где школьники овладели техниками составления опросника, проведения интервьюирования и дальнейшего стенографирования собранного материала. У каждого школьника был свой информант, с которым он работал по своему опроснику. Далее после сбора информации было проведено стенографирование и краткий анализ собранных данных.
Современная математика и искусственный интеллект
Для удобства работы ученики были разделены на команды и выполняли проекты в командах по 4-6 человек. Это обусловлено тем, что проекты в области IT обычно традиционно выполняются посредством взаимодействия большого количества людей. Также проекты были выбраны таким образом, чтобы в последствии каждый участник мог на их базе построить свой собственный проект.
«Когда над проектом работают несколько человек, то можно декомпозировать работу на составные части, объяснил доцент-исследователь Института математики и информатики СВФУ, старший научный сотрудник Международной научно-исследовательской лаборатории «Лингвистическая экология Арктики» Александр Григорьев. «Это позволяет разделить ответственность между школьниками и наработать у них навыки по синтезу их составных частей. Другими словами, помимо удобства в работе такой формат организации работы добавляет элементы командной работы, что, в свою очередь, позволит нарабатывать им навыки работы в коллективе, а также способствует их социализации», – добавил руководитель.
Школьники учили элементы линейной алгебры и освоили такие понятия как векторы, матрицы и операции с ними. Особенное внимание уделялось математике, которая необходима для проектирования нейронных сетей. К такому матаппарату помимо элементов линейной алгебры относится исследование функций и функционалов.
Основной целью курса являлось приобщение учеников к понятию искусственного интеллекта и возможность его проектирования и программирования с нуля. Наиболее распространен на практике случай, когда программисты для этих целей используют специализированные библиотеки. «Для глубокого понимания предмета создание простой нейронной сети для прогноза чисел является достаточно подходящим. Таким образом, дети изучили понятие математической модели одиночного нейрона (персептрона), усвоили различные виды функций активации и их производных, научились объединять нейроны в такие структуры как нейронные сети», – рассказал Александр Григорьев.
Юрий Рязанский, ученик Верхоянской СОШ:
– Теперь я знаю элементы линейной алгебры! Так как моя жизнь связана с математикой, то для меня это очень важно, чтобы я еще научился программировать на языке Python. Также я многое узнал о создании искусственного интеллекта. Я считаю, что все это очень круто. Такой большой объем знаний, полезных знаний, действительно мне помогут в будущем.
Филология и социолингвистика
Участниками были разработаны темы по лингвистическому ландшафту, языковой ситуации Верхоянья. «Школьники научились азам составления плана-проспекта научного исследования, правильной постановки цели и задач, поиска теоретической литературы, анализа практического материала. Работа велась в школьной и городской библиотеках, самом Верхоянске и селе Столбы, ребята увлеченно и самостоятельно разрабатывали темы, искали интересные и новые факты», – заключила младший научный сотрудник Международной научно-исследовательской лаборатории «Лингвистическая экология Арктики» Роза Данилова.
2 июля группа направления съездила на научную экспедицию в село Столбы с целью проведения социологического опроса населения, изучения лингвистического ландшафта на материале вывесок и интервьюирования местных поэтов и писателей. «Это был день, который больше всего понравился детям. Всех удивило то, что наша база – Столбинская библиотека оказалась самым посещаемым местом в поселке, в день экспедиции приходили школьники, жители. На отчетной научно-практической конференции школьники представили свои темы экспертам, обсудили дальнейшее их развитие», – поделилась доцент Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ Ирина Собакина.
Вилена Васильева, ученица 11 класса СУНЦ СВФУ:
– В ЛНШ я узнала много нового, познакомилась с детьми, весело и с пользой проводила время. Очень понравилось ездить на экспедицию, хотелось бы побольше этого. Хотелось бы поблагодарить наших руководителей за то, что учили нас, помогали нам и окунули в интересный мир науки.
Это круто, что вместо того, чтобы лежать дома у телевизора, я занималась наукой. Жаль, что лагерь длился недолго, хотелось бы подольше. Мне понравились мероприятия, которые проводили наши руководители – это дебаты, научный квест и брейн-ринг. Было интересно слушать их лекции, особенно мне понравилась лекция Гаврила Петровича. Надеюсь, в будущем я смогу еще раз побывать в ЛНШ.
Снежана Стручкова, ученица 8 класса Борулахской СОШ:
– Мне очень сильно понравился лагерь, участники, сама школа, учителя, воспитатели и работники были очень добры. Много открытый лекций и научных мероприятий дали еще больше знаний, благодаря чему пополнился не только мой словарный запас, но и кругозор. Я никогда не забуду все моменты, советы и, конечно, людей. Я была обеспечена почти всем. Библиотека была просто замечательной. Школа большая, что впервые дни я путалась, где класс информатики, а где столовая. А также мне понравился дизайн окон.
Занятия очень познавательны и интересны! У всех ребят были очень интересные темы. Мой проект можно будет продолжить уже в своем селе.
Проектный марафон «Окно в будущее»
В начале проектного марафона участники школы ознакомились с вводной лекцией «В начале было слово» или о роли науки в мировой экономике» на экране. «В лекции раскрыты понятие «технологическое предпринимательство», «стартап» и базовые аспекты развития инновационного бизнеса. Слушатели ознакомились с возможностями институтов развития в России и в СВФУ для молодых ученых, имеющих бизнес инициативу», – поделился директор Арктического инновационного центра Департамента науки и инноваций СВФУ Иван Троев.
В рамках марафона сформированы следующие прикладные проекты:
— Проект «J-Reserve» о создании туристического кластера в Верхоянье, с уникальными маршрутами, знакомством с редкими представителями флоры и фауны, посещением исторических мест, сооружением купольных домов для проживания туристов;
— Проект «Родная вода» о создании инновационной системы водоочистки с фильтрацией воды с применением принципа обратного осмоса и розливом чистой воды для употребления и продажи;
— Проект «Эко-Recycling» о переработке пластиковых отходов и изготовлении из них многоразовой прочной посуды с уникальным привлекательным дизайном;
— Проект «Мэстро» о переработке вторичной одежды и изготовлении из нее ковров для украшения домашнего интерьера;
— Проект «Юн-Ис сервис» об изготовлении баков для раздельного сбора мусора и сортировке ее для дальнейшей реализации в промышленные предприятия, специализирующиеся в переработке;
— Проект «Fresh Energy» о разработке инновационного гибридного энергогенератора с фотоэлементом, ветрогенератором и гидроэлектростанцией в портативном легком исполнении для эксплуатации туристами и охотниками;
— Проект «Эко-Place» о создании роботизированных плантаций для промышленного выращивания полезной микрозелени;
— Проект «Роботизированный кран» о разработке автоматизированного и роботизированного крана с манипулятором для автоматизации кормления коров в фермах.
Справка:
Организаторами летней научной школы выступили МКУ «Управление образования» МО «Верхоянский район» РС(Я), Верхоянская СОШ имени М.Л. Новгородова, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Международная научно-исследовательская лаборатория Лингвистическая экология Арктики.
Партнеры школы – Малая академия наук РС (Я), Некоммерческая организация «Целевой фонд будущих поколений РС (Я)».
Фото: из архива организаторов