«Инженерно-техническое образование нацелено на цифру»

384

Что в тренде в инженерном образовании? Какие профессии будут востребованы? Как меняется университет, чтобы обеспечить качественное образование? Известный профессор Инженерно-технического института Северо-Восточного федерального университета Владимир Игнатьев поделился своим мнением по волнующим многих абитуриентов вопросам и вспомнил, как поступал сам и что его волновало в те дни.


Владимир Петрович, вы учились много – у вас несколько дипломов и ученых степеней. Почему, как считаете, важно образование, все-таки? В обществе нет-нет, да и поднимаются разговоры о том, что не обязательно посвящать годы обучению. Какова Ваша позиция на этот счет? 

Да, действительно, чтобы многого достичь в этой жизни, необходимо много учиться. Главный фундамент знаний, по моему глубокому убеждению, закладывается в школе. Именно там мы получаем первые начальные знания, учимся писать и считать. И с каждым классом уровень знаний и их сложность нарастают.

Понятно, что все люди имеют абсолютно разный уровень восприятия данных знаний, который зависит как от природных задатков, заложенных на генном уровне, так и от желания, и настроя самого ученика. Поначалу многим бывает сложно, но стоит приложить какие-то, в принципе, небольшие усилия и можно почувствовать вкус победы. Когда сами собой начинают решаться задачи, когда все, что ты делаешь, оказывается правильным, и тебе ставят отличные оценки. Этот вкус победы стоит того, чтобы посвящать выполнению домашних заданий и в целом обучению немного больше времени, чем раньше. Когда это станет нормой, тогда и результаты не заставят себя долго ждать.

Мне довелось волею судьбы учиться в пяти школах. Начинал в школе № 25 Якутска, окончил физико-математический класс СОШ № 2. Между ними была учеба в начальной и восьмилетней школах в Амге и СОШ № 3 в Якутске.

В Амгинской восьмилетней школе мне запомнилась Полина Михайловна Смирнова, русская молодая девушка, приехавшая по распределению в наше село после окончания какого-то центрального вуза. Она преподавала нам русский язык и литературу и была нашим классным руководителем. До сих пор с теплотой вспоминаю ее, как свою первую учительницу: учителя 25 школы, с которой началась моя школьная жизнь, к сожалению, не помню.

С СОШ № 2 Якутска с теплотой и огромной благодарностью вспоминаю учителя математики Сару Семеновну Егорову. У нее не было никаких наград и званий, но только благодаря ее стараниям физмат класс существовал и давал практически стопроцентную поступаемость в различные вузы страны.

В моем классе учились исключительно талантливые дети и поначалу мне приходилось очень сложно – чего греха таить, попал я в этот класс из СОШ № 3 по чьей-то протекции. Полагаю, что это мама моя постаралась, чтобы я получил хорошие знания. Программа по математике была повышенного уровня, решались задачи олимпиадного уровня, которые мне были совершенно непонятны. Но надо не уважать себя, чтобы в этой ситуации опустить руки и сдаться. Пришлось капитально засесть за учебники и забыть на целых 2 года о свободном времени и прогулках с дворовыми друзьями. Через год усиленного штудирования я нагнал своих одноклассников и стал не хуже их решать сложные математические уравнения.

Поверьте, в любом деле, если его выполнять профессионально, можно почувствовать, выражаясь на молодежном сленге – кайф. Математика – это сухая наука только для тех, кто в ней хорошо не разбирается, но можно ощутить истинное удовольствие, когда ты познаешь ее внутреннюю мелодику и логическую стройность. А наградой становится умение решать любой сложности математические задачи. Помимо этого, данный навык развивает и аналитические способности, которые в любое время, на любом рабочем месте становятся хорошим помощником, позволяющим принимать обдуманные единственно правильные решения.

Вы окончили Якутский государственный университет. Расскажите, пожалуйста, почему в свое время выбрали именно университет в родном городе? В чем видите плюсы обучения на родине? 

В 1983 году я закончил инженерно-технический факультет ЯГУ. Но поступил я после окончания школы в Новосибирский инженерно-строительный институт. Выбор места учебы, скорее всего, определили мои родители, которые решили отправить меня на учебу в Новосибирск, где учился мой двоюродный брат Виктор Игнатьев, правда, не в Сибстрине, а в Новосибирском электротехническом институте.

К сожалению, или, напротив, к счастью, мне по состоянию здоровья, суждено было перевестись в ЯГУ на 3 курсе. Благодаря этому у меня появилась возможность сравнить уровень преподавания в одном из ведущих строительных вузов страны с ИТФ ЯГУ.

Надо сказать, что никаких отличий в уровне преподавания я не почувствовал. Напротив, многие преподаватели нашего факультета, мне показалось, были в профессиональном плане даже выше своих новосибирских коллег. Они до сих пор остаются для меня примером или даже неким эталоном. Это Василий Васильевич Филиппов, Валерий Григорьевич Аржаков, Юрий Николаевич Буслаев, Вадим Романович Кузьмин, Альфред Павлович Кылатчанов, Алексей Алексеевич Емельянов и другие.

Я помню всех своих преподавателей и безмерно благодарен каждому их них не только за полученные знания, но и за жизненный опыт, который не менее ценен

Плюсы обучения на малой родине, в Якутске, конечно же, очевидны. Главное, что здесь обучают будущей профессии с учетом нашей региональной северной специфики. При этом уровень преподавания остается на достаточно высоком уровне. Не только потому, что мы должны соответствовать статусу одного из 10 федеральных университетов, но и потому, что политика университета сегодня направлена на развитие тех направлений, которые являются приоритетными и за которыми, собственно, будущее российского высшего образования.

Основные тренды – это цифровизация, интеграция в мировое образовательное пространство и непрерывность образования. Немаловажным является, на мой взгляд, также то, что выпускники после окончания СВФУ, как правило, остаются работать в родной республике, поддерживая дружеские отношения и зачастую деловые связи, что, конечно же, помогает оперативнее решать какие-то производственные задачи. Не знаю, хорошо это или плохо, но факт остается фактом: в приоритетном порядке идут на контакт с партнером, который закончил твой родной вуз. Это – человеческий фактор, который еще никто не отменял.

По долгу службы, работая в ректорате университета – без малого 25 лет, мне довелось побывать во многих российских вузах, причем большей частью в ведущих университетах страны. Хочу заметить, что таких условий, которые созданы в СВФУ, мало где можно найти. Если абитуриенты думают, что везде сейчас такие же условия, то должен их разочаровать. Обучаясь в целевой аспирантуре Ленинградского инженерно-строительного института, я помню на два студенческих общежития на Фонтанке была всего одна душевая, в которой чередовались мужские и женские дни.

А почему именно инженерно-техническое образование? Вспомните себя в момент окончания школы и поступления – это, безусловно, был важный и запомнившийся момент жизни. Что особенно отложилось в памяти? 

О том, что я буду строителем, я решил, уже обучаясь в шестом классе. В то время я учился в Амге и главной нашей забавой было строительство штабов, где мы собирались дворовой компанией и обсуждали наши какие-то ребячьи дела. Видимо, во мне природой были заложены задатки технаря – меня тянуло к разным конструкторам, помню, даже собрал в детстве из готовых деталей-шестеренок навесные часы с гирьками, которые исправно показывали время.

Чем раньше решишь, кем ты хочешь стать, тем, скорее всего, лучше. Поэтому мой совет – думайте заранее, кем бы вам хотелось стать и что будет не только вашей работой, но и любимым делом. Это одно из составляющих счастья. Ведь не зря говорят, что поистине счастлив тот, кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с таким же удовольствием возвращается домой.

Инженерно-техническое образование меняется, впрочем, как и вся система образования сейчас. Какие нынче приоритеты в подготовке будущих инженеров, на что делается ставка? 

Об основных тенденциях развития системы высшего образования я уже сказал. Не зря на первое место я поставил цифровизацию образования – это сегодня один из главных приоритетов не только в образовательной сфере, но и в любой другой области человеческой деятельности. Сегодня у всех на слуху такие термины, как искусственный интеллект, умный дом, виртуальная реальность и др. До недавнего времени нам казалось, что это все из области фантастики, но оглянитесь вокруг – будущее уже рядом с нами, вокруг нас. Мы просто не придаем этому значения, но цифра уже повсюду. Совсем недавно мы восторгались уровнем развития техники, смотря на цифровой аппарат, но уже сегодня мини видеокамеры есть у любого школьника, встроенные в его сотовый телефон. Сегодня любую справку можно получить через Госуслуги. Практически все уже перешли на безналичный расчет, используя электронные банковские карты. И это только малый перечень того, что нас окружает в повседневной жизни.

Если коснуться сферы строительства, то сейчас в России уже строятся дома с использованием 3D-принтера, существуют умные дома, на строительных площадках работают роботы и дроны. С 1 января 2022 года все государственные строительные заказы в России должны проектироваться с использованием BIM-технологии. И всем этим современным цифровым технологиям надо учить будущих специалистов. Мы активно проводим работу и в этом направлении.

Какие направления в будущем будут особенно востребованы и почему? 

В будущем, без сомнения, будут востребованы специалисты в области IT-индустрии. Но я бы посоветовал зайти на сайт «Атлас новых профессий» и посмотреть какие профессии являются наиболее востребованными по разным отраслям экономики. Согласно данному атласу, в сфере строительства востребованными являются специалисты по модернизации строительных технологий, проектировщик инфраструктуры умного дома, прораб-вотчер, BIM-менеджер-проектировщик, проектировщик 3D-печати в строительстве и пр. Как видим, все эти профессии связаны напрямую с информационными технологиями. Здесь главное – не ошибиться в выборе своей будущей профессии.

Как профессор с большим опытом, дайте, пожалуйста, совет абитуриентам и родителям – на что обратить внимание?

Абитуриентам я бы посоветовал подойти очень осознанно к выбору своей будущей профессии. Если до окончания школы вы еще не определитесь, кем бы хотели стать, то лучше всего обратиться к специалистам, которые профессионально занимаются вопросами профориентации и могут подсказать, на какое направление подготовки вам стоит поступить, чтобы будущая профессия стала вашим призванием.

Не стоит ориентироваться только на уровень заработной платы, потому что те профессии, которые сегодня относятся к высокооплачиваемым, завтра могут оказаться невостребованными

Главное – почувствовать, к чему у вас, как говорится, душа лежит. Это дело лучше всего и выбрать в качестве своей будущей профессии. Не зря ведь мудрый Конфуций в свое время утверждал: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни».

Родителям совет – не стоит своего ребенка стараться сделать подобием себя, что зачастую проявляется при выборе будущей профессии. Дайте ребенку право самому решить, кем он хочет стать, каким делом заниматься. Только в этом случае вы оградите себя в будущем от упреков с его стороны.

Поколение Z очень хорошо информировано, в открытом доступе много сведений о том, какие профессии будут востребованы в будущем. Советую вместе со своими детьми обсудить те профессии, которые ему интересны, услышать его доводы и с учетом своего жизненного опыта постараться донести до него свои аргументы в пользу той или иной профессии. Только в этом случае вы можете быть спокойны за будущее своего ребенка, что он не ошибется в своем выборе.

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Источник: ЯСИА

Рекомендуем: