Год молодого исследователя в лицах

3190

2021 стал Годом молодого исследователя в Северо-Восточном федеральном университете. Вузу есть чем гордиться: открылись три молодежные научные лаборатории, успешно реализованы семь научных проектов при поддержке Грантов Президента РФ, семь молодых ученых выиграли стипендию президента для перспективных научных исследований и разработок и т.д. Общая доля исследователей в возрасте до 39 лет сегодня составляет не менее 60%. Подводя итоги года, ученые рассказывают о себе и своих достижениях.


Среди моих родственников есть ученые, в основном, технических направлений. Сомнений в выборе пути у меня не было – энергетика и точка. Хотя в детстве я мечтал стать пилотом, но из-за ограничений по зрению меня бы не взяли.

Для молодых исследователей сейчас являются популярными трекерные установки. Они следят за солнцем, тем самым увеличивается их эффективность. Однако такие установки плохо работают при пасмурной погоде и низких температурах.


На старших курсах мы проводили эксперименты. Мне понравился сам процесс, заинтересовалась последующим анализом полученных результатов, участием в конференциях, общением с другими исследователями.

Обычно, когда я рассказываю, что занимаюсь наукой, это вызывает удивление и восторг. Физику углубленно я не изучала – предпочитала математику, мне нравилась учитель. В школе я себя не видела ученым – интересовалась музыкой и ее обработкой. Я и сейчас в свободное время уделяю время саунд-дизайну.


Мой путь в науке начался, когда я поступил в аспирантуру СВФУ и устроился работать в лабораторию. По моей специальности она была единственным в Якутске вариантом трудоустройства.

В год, когда я оканчивал школу, наши соотечественники получили Нобелевскую премию по физике за исследование графена. В новостях рассказывали, что Россия будет очень активно развивать нанотехнологии и планирует стать номер один в мире в данной сфере. Поэтому я выбрал для себя наноэлектронику.

После университета удалось поработать по профессии мечты, немножко в другой области, а именно на заводе рентгеновских приборов. Однако реалии работы на заводе и блеклые перспективы на будущее заставили сменить направление на науку, о чем я не жалею.


Моя мама – библиотекарь, дома у нас большая домашняя библиотека. Поэтому с детства я много читала и исследовательской работой начала заниматься еще в школе. Благодаря учителям я влюбилась в лексику якутского языка и по сей день с большим интересом занимаюсь научной деятельностью.


Химия еще в школе заинтересовала своей сложностью и таинственностью. Возможно, случилось это благодаря педагогическому мастерству моего учителя. Поэтому в выпускном классе вопрос о выборе направления дальнейшего обучения передо мной не стоял. Обучаясь в вузе, выбрал специализацию и направление, по которым и работаю в настоящее время.


Современные ученые выходят в массы. С одной стороны, это здорово. Но для меня – это выход из зоны комфорта. Ведь я – математик, который иногда днями ни с кем не разговаривает, а решает за компьютером задачу.

Я учился в обычной школе, не изучал математику углубленно. Но я шел на год впереди своего класса. Учитель давала мне учебник, и я сам штудировал темы. Я жил математикой, но становиться ученым не хотел – планировал учиться на экономиста. Тем не менее, я поступил в институт математики и информатики, где в процессе обучения втянулся в науку – не без помощи моего научного руководителя. 


Детство я провела в лабораториях, игрушками для меня были пипетки и микроскопы. Все благодаря маме-иммунологу и бабушке-бактериологу. Но я захотела посвятить себя науке, вдохновившись Даной Скалли, героиней моего любимого сериала детства «Секретные материалы». С экрана она казалась мне очень умной, амбициозной, не готовой на компромиссы, преданной своим идеалам, и мне тоже хотелось, чтобы и моя жизнь была связана с «поисками истины». Сейчас слова «мутации и гены» в моем повседневном лексиконе.


Я решил связать жизнь с медициной в шестом-седьмом классе. В то же время со школы я увлекался наукой. В мединституте я состоял в научном кружке по неврологии и как-то само собой получилось, что я пришел в науку.

Молодежь, которая хочет заниматься наукой в сфере медицины, должна понимать, что это двойная ответственность. Ученые-медики должны работать и во благо практического здравоохранения.


В детстве я мечтал стать футболистом, и это осталось моим хобби по сей день. Но в школе, пересмотрев планы, я решил стать инженером и поступить в вуз технической направленности. Наукой я занимаюсь со студенчества, это стало частью моей жизни. Защитив кандидатскую диссертацию, уверенность в своем выборе только усилилась. Я уверен, в науке могут реализоваться абсолютно все, главное – желание и настойчивость.


Среди моих близких родственников никто не связан с наукой, и они рады, что я выбрала такой путь. Чтобы быть ученым, важны желание, коммуникативные навыки, определенный тип мышления – быстро воспринимать информацию и обрабатывать ее. Этот навык можно натренировать, все идет со школы.

У нас молодой коллектив, это здорово. Я занимаюсь материалами на основе сфероустойчивого молекулярного полиэтилена. Недавно начала заниматься новым направлением – разработкой полилактидов. 


Я с детства рассматривал для себя науку или программирование. Учился в Москве и всегда знал, что хочу вернуться на родину и быть полезным здесь. Отец рассказал, что в СВФУ открылся Центр вычислительных технологий, и я понял, что мне это интересно. Так, постепенно я втянулся и связал жизнь с наукой. 


Я со школы интересовался информатикой и технологиями. Не думал, что стану педагогом, но сейчас мне это очень нравится. Кстати, когда у меня спрашивают, чем я занимаюсь, отвечаю, что педагог. Не считаю себя большим ученым – возможно, это внутреннее ощущение останется, даже когда я защищу докторскую диссертацию.

Мое направление – это микс педагогики и информационных технологий. Я выиграл грант на исследования по анализу качества электронного обучения с помощью нейроинтерфейсов. Это достаточно новая тема, буду развивать ее и внедрять. Общество меняется, образование, соответственно, тоже. Уверен, будут появляться новые технологии, хотя преподавателя ничто не заменит.


Гуманитарное направление я выбрал под влиянием родных и учителей. До сих пор помню, как я был очарован на первом уроке по истории – нам рассказывали о древнем мире.

Моя супруга – тоже ученый, и в этом много плюсов. Она знает, чем я занимаюсь, понимает меня. Рыбак рыбака видит издалека – мы чувствуем и поддерживаем друг друга. В последнее время мы начали писать статьи вместе, потому что наши темы стали соприкасаться. 


Наукой я интересовался еще со школьных времен. Хотя в детстве мечтал стать летчиком – меня всегда привлекали большие самолеты, вертолеты. В школе я уже познакомился с естественнонаучными предметами: биологией, химией.

В моем становлении как ученого большую помощь оказали учителя моей школы и учебно-тренировочные сборы в «Ленском крае». Ученые из Москвы, Томска, других центральных городов, ЯГУ многому нас научили и привили любовь к науке. До сих пор мои сверстники, с которыми я учился на этих сборах, сейчас параллельно со мной являются преподавателями и молодыми учеными специалистами в СВФУ.


Если так можно выразиться, то не я выбрал науку, а она меня. В детстве я, думаю, как и многие мои сверстники, мечтал стать политиком, министром или президентом. Мало кто хотел быть врачом, учителем, педагогом или научным сотрудником, времена были такие. В более осознанном подростковом возрасте, глядя на своих родителей, хотел стать инженером, работать в АЛРОСА. Наверное, поэтому и пошел учиться в Мирнинский политехнический институт. Однажды, на третьем курсе, на лабораторной работе по моделированию систем электропривода, когда я единственный из группы справился с поставленной задачей преподавателя, он предложил мне выступить со своей работой на нашей институтской конференции.

В аспирантуре я долго не мог найти свое направление. В 2013 году я встретился с удивительным человеком, большим ученым, доктором наук Дмитриевым Сергеем Владимировичем, который предложил мне заняться наукой.


Наука интересовала меня с детства, простое детское любопытство было поддержано взрослыми. Начинала я, как и многие, со школьных экспедиций, лагерей, научно-практических конференций. Моя мама больше 35 лет проработала участковой медсестрой, и я с детства мечтала стать врачом. В 2017 году я поступила в Мединститут СВФУ на кафедру инфекционных болезней, где под руководством профессора Снежаны Спиридоновны Слепцовой начался мой путь ученого.

На базе клиники СВФУ мы изучаем клинико-эпидемиологическую характеристику хронической HDV-инфекции на территории Якутии, частоту развития цирроза печени и рака печени у пациентов с хроническим гепатитом D в зависимости от активности вируса, определяем вероятность выздоровления от вируса с учетом полиморфизма генов IFNL3 и IFNL4.


Планов стать ученым у меня не было. Я хотел заниматься программированием – в школе любимым предметом у меня была информатика, а не математика. Но пока учился в институте, мой научный руководитель заинтересовала меня и вовлекла в науку.


Я полюбил родной язык, литературу и культуру в школьные годы. После девятого класса учился в Республиканском лицее. Там моими преподавателями были видные ученые университета. И это дало мне возможность ощутить профессию ученого. Меня это увлекло и, поступая в СВФУ, я уже знал, что хочу связать жизнь с наукой. По этой траектории я сейчас развиваюсь: публикуюсь, участвую в конференциях, занимаюсь проблемой сохранения и развития родных языков.


Диссертацию защитил по теме «Численное моделирование проблем пороупругости» под руководством доктора физико-математических наук, профессора Вабищевича Петра Николаевича. Диссертация была посвящена исследованию изменения напряженно-деформированного состояния нефтегазоносных пластов при их разработке. Дальнейшая моя научная работа также посвящена моделированию процессов добычи и транспорта нефти и газа, их воздействия на окружающую среду.


Проект подготовлен Управлением медиаполитики и связей с общественностью и Департаментом науки и инноваций СВФУ

Рекомендуем: