«Подземные машины – универсальная специальность, связанная не только с горным производством»

5853

Доцент Горного института СВФУ Екатерина Апросимова – единственный в мире представитель коренных малочисленных народов со специальностью горного инженера-механика по направлению «Горные машины и электрооборудование подземных разработок». «Наш университет» побеседовал с кандидатом технических наук об образовании и любимой профессии.

О личном

Обо мне заботились родичи, в основном, старший брат моей матери, Еремей Дмитриевич Конников. И он, и его братья окончили вузы в центре. Они были представителями первого поколения интеллигенции из числа коренных малочисленных народов Севера.

Никогда не чувствовала себя какой-то отличной от других, от того, что я представитель КМНС. Безусловно, у меня другой менталитет, в эмоциональном плане более чувственна и открыта. Часто многие в шоке – могу высказаться без обиняков. А у якутов так не принято, они более медлительны, иногда достаточно «холодные» в выражении чувств.

Мои предки родом из села Эжанцы, где живут представители эвенкийского рода – «Эжан» (Эдьен). «Эжан» переводится как «хозяин». В Эжанцах все в той или иной степени родственники друг другу.

Что общего у якутян, сибиряков и шведов

Получила образование в Кузбассе. Несмотря на то, что родители у меня умерли, когда я была еще совсем маленькой, родственники хорошо заботились обо мне, возили в Москву, другие города и на море. Поэтому жить в разных местах и путешествовать мне никогда не было страшно. Сибиряки и северяне все похожи. За Уралом – да, там люди совсем другие, а мы ближе к природе, больше понимаем друг друга. Интересно – когда я в 90-ые была в Швеции, как молодой исследователь, обратила внимание на то, что шведы нам тоже близки по менталитету. Все северные народы чем-то одинаковы. Они тоже готовят оленину с картошкой, не используют много приправ, ценят, как и мы, натуральный вкус. Единственное, в отличие от нас, в Сибири были яблоки и капуста. До сих пор люблю яблоки.

Кроме того, это было время СССР, тогда такого понятия, как глубинка, не было

Действовала система Якутского научного центра СО РАН, мы выписывали журналы «Наука и техника», «Знание – сила» и так далее. До третьего класса я даже не различала людей по национальностям, а разделяла их на добрых, умных, глупых и так далее, по человеческим качествам. Когда была юнгой на молдавском теплоходе, мы ходили по Черному морю, например, просто удивлялась, что они общаются на своем языке. В Якутии ведь тогда такого не было, да и национальные костюмы можно было увидеть только в театре.

За два года, с пяти до семи лет, когда не стало отца, я жила в разных семьях. Семьи были разного достатка и культуры, поэтому научилась защищаться. Отец с малых лет приучил меня к книгам, перед сном наизусть рассказывал сказки Александра Сергеевича Пушкина, поэтому, несмотря ни на что, выросла книжным ребенком. Иногда журила других за то, что они курили, пили, дрались. Пыталась приобщать окружающих к высокому, поэтому водила их в музеи и театры.

В школе учителя мне предлагали поступить на историка. У нас был отличный преподаватель литературы, заслуженный учитель РСФСР – Мария Михайловна Дьячковская. Иногда она, в качестве примера, читала классу вслух мои сочинения. Вообще, у нас были хорошие учителя. Например, физику преподавали выпускники Бауманки.

Но склад ума у меня технический, логика мужская, раньше еще была фотографическая память, поэтому я не очень старалась стать учителем. Однако все равно со временем преподавательская деятельность в моей жизни появилась.

«Наши студенты отличаются доброжелательностью и добропорядочностью, и мне это нравится»

Мне всегда нравились описания необычных технических открытий, поэтому выбрала подземные горные машины. Если бы мне предложили изучение космических машин или еще чего-то, бы пошла туда. В потоке у нас было 90 парней и я – единственная девушка, но для меня все было комфортно. До этого училась в техникуме – также в кругу парней. И учиться мне всегда было легко. В группе были ребята после армии, производства, поэтому иногда мне даже давали отстающих студентов, чтобы подтягивать их знания.

После защиты диссертации я работала в академическом горном институте. Благодаря общественной работе мне предложили перейти в Министерство по делам народов и федеративных отношений Якутии, но мне там не понравилось. Нужно было приходить рано и уходить поздно, было много бумажной волокиты и бюрократии. А мне хотелось более творческой, спокойной работы. Поэтому, когда профессор Михаил Александрович Викулов пригласил меня на кафедру горных машин для подготовки горных инженеров механиков, с удовольствием пришла. В Якутске тогда было мало узких специалистов по горным машинам.

Если честно, после учебы мне не хотелось возвращаться в Якутию. Если бы не родственники, не приехала бы. В Кузбассе мне предлагали остаться на кафедре, мне там нравилось – друзья, однокурсники, и сейчас езжу туда отдыхать, иногда на все лето. Но во время моей молодости было принято слушаться старших, а мой дядя сказал, что нужно вернуться.

О студентах и любимой специальности

К сожалению, я сейчас самый старший по возрасту преподаватель среди механиков, аксакал.

Наши студенты отличаются доброжелательностью и добропорядочностью, и мне это нравится. Сложно, когда ребята плохо владеют русским языком, иногда встречаются и такие. Раньше студенты были «рукастые», могли что-то сами починить, сделать, а сейчас, по-видимому, сидят в гаджетах или избалованы мамами.

Но я не против новых технологий. Мне нравится, что ребята могут найти в Google, YouTube детали машин и рассмотреть их в любом виде. Жаль, что 3D и 4D принтеры дорого стоят – нам, технарям, это было бы очень полезно

Новое поколение, в основном, осознанно не пьет и не курит. Они активно занимаются спортом, путешествуют, по-другому смотрят на жизнь, модно одеваются. Я вижу в Instagram, что они дарят своим девушкам красивые подарки, цветы, устраивают маленькие праздники, умеют описывать свои эмоции.

Дистанционно проводить занятия тяжело, достаточно сложно объяснить специальные предметы технического профиля, которые дают профессиональные знания. Поэтому, как только появилась возможность встретиться со студентами, я сразу поставила вакцину и приступила к очным занятиям. Ребята наши тоже с радостью вернулись в аудитории. Они понимают, что это тяжелая специальность, но при этом одна из высокооплачиваемых.

Подземные машины – универсальная специальность. Некоторые наши выпускники работают за пределами республики. Есть те, кто даже работает в Крыму, есть человек, который строил олимпийские объекты.

Горная механика нужна будет всегда, не только в горном деле, но и в больших городах. Например, когда строится метро или что-то под землей, нужны наши знания. При освоении планет солнечной системы будут развиты подземные инфраструктуры, следовательно, и подземные машины.

Фото: из личного архива героини материала, редакции корпоративных медиа СВФУ

Рекомендуем: