Автодороги существенно влияют на экономическую активность якутян. Выпускница автодорожного факультета СВФУ Сахалина Бурнашева предлагает вместо асфальтобетона использовать в строительстве и реконструкции дорог цементобетонное покрытие, которое является наиболее подходящим для вечной мерзлоты.
Я исследовала обоснование выбора дорожного покрытия на транзитных участках автомобильных дорог в Якутии. Мой вывод: по технологичности строительства цементобетонное покрытие является наиболее подходящим в условиях резко-континентального климата и вечной мерзлоты.
Улучшение автомобильной сети как системообразующей инфраструктуры имеет первостепенное значение последующего перехода республики на путь устойчивого развития. Особое значение здесь приобретает опережающее строительство и реконструкции автомобильных дорог. В связи с этим перед дорожниками республики стоит задача существенного повышения эффективности функционирования системы дорожной отрасли, отвечающего условиям развития социально-экономической системы республики и страны в целом.
Автомобильные дороги существенным образом влияют на уровень экономической активности якутян, обеспечивают доступ к рынкам сбыта продукции. Они значительно расширяют возможности трудоустройства населения. Известно, что в странах, где сеть автомобильных дорог не получила должного развития, стоимость предоставления населению социальных услуг в 2-3 раза выше, чем в странах с развитой инфраструктурой. В долгосрочной перспективе в Якутии задача модернизации автомобильных дорог определена в качестве одного из важнейших приоритетов стратегии развития республики.
В ходе работы над магистерской диссертацией основной проблемой являлось отсутствие фактических данных о 10 и более лет эксплуатации цементобетонных покрытий на транзитных участках автомобильных дорог в республике. Для сравнения состояния таких покрытий с асфальтобетонным покрытием от 10 и более лет использовались данные по научным трудам эксплуатации цементобетонных покрытий других субъектов РФ и зарубежный опыт.
По анализу статистических данных строительства, ремонта, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог выявлено, что транспортно-эксплуатационная сеть автомобильных дорог не полностью отвечает потребностям населения республики, а также требованиям современного автомобильного транспорта. Улучшение дорог до нормативного уровня на транзитных участках даст толчок к улучшению качества жизни населения, а также приведет к ускорению социально-экономического развития.
Асфальтобетонные дорожные покрытия уже по истечении 5 эксплуатационных лет нуждаются в ремонте. Это связано с образованием дефектов: колеи, ям и выбоин, трещин. Можно предположить, что ремонт асфальтобетонного покрытия является дорогостоящим, так как укладка асфальтобетона невозможна без асфальтобетонного завода. Согласно анализу данных цементобетонного покрытия, по истечению 5 эксплуатационных лет объект по улице Короленко в селе Амга Амгинского улуса находится в хорошем состоянии, нуждается только в содержании.
В ходе исследования выявлено, что строительство цементобетонного покрытия в Якутии более дорогостоящее, чем асфальтобетон, но по затратам на эксплуатацию цементобетонные дороги дешевле. По эксплуатационным данным за 20 лет цементобетонное покрытие в 1,63 раз меньше затрачивает материальных ресурсов.
Справка
Сахалина Бурнашева – выпускница автодорожного факультета СВФУ
Фото: из личного архива героини материала