Лесные пожары стали катастрофическим явлением для природы Якутии много тысяч лет назад. Из-за чего горят леса, о чем говорят послепожарные обследования ученых и как научиться прогнозировать возникновение лесных пожаров – в рубрике «Сюжет» с экспертами СВФУ.
По мнению ученых, сегодняшняя реальность такова, что якутяне с этими пожарами жили, живут и будут жить. «Якутский лес не может существовать без пожаров, – объясняет доктор биологических наук, профессор биологического отделения Института естественных наук СВФУ, заместитель директора Института биологических проблем криолитозоны СО РАН Александр Исаев. – Причина в сухом, жарком коротком лете – даже за три года биологический опад (так называемая лесная подстилка, состоящая из слоя органических остатков на поверхности почвы в лесу) не успевает перегнить и накапливается в виде горючего материала».
Биологическая утилизация в Якутии проходит очень низкими темпами, из-за чего огонь стал практически единственным средством, который возобновляет круговорот веществ в природе, тем самым возвращая органику в природу в виде золы, сажи и углерода, объясняет ученый.
Обследования показали, что лесные пожары в той или иной интенсивности проходят в лесных массивах в центральной Якутии каждые 15-20 лет. «Это не означает, что в этот момент гибнет весь лес, но это наносит большой урон биоразнообразию», – отмечает Александр Исаев. Тем не менее, добавляет ученый, в большинстве своем деревья сохраняются: на них появляются отметины, поранения, но они продолжают жить.
По поранениям и темпам роста можно увидеть, что деревья переживают за свою жизнь 9-10, а иногда и больше лесных пожаров. «У них толстая кора, нижние сучья хорошо опадают, в связи с чем нижняя часть берет на себя основной урон, а кроны деревьев огонь не затрагивает», – делится ученый.
По статистике половина лесных пожаров возникает по вине человека, а другая половина – из-за природного фактора, объясняет Александр Исаев. «Не каждый лес загорится от спички, загорится именно то, что предрасположено гореть. Например, те же молодые живые растения содержат в себе много влаги и достаточно устойчивы к воздействию огня, но есть и исключения, которые наоборот создают пожароопасную обстановку, выделяя вокруг себя эфирные облака», – отмечает доктор биологических наук.
При обычной грозе дождь смог бы потушить последствия удара молнии, отмечает кандидат географических наук, проректор по науке и инновациям СВФУ Юрий Данилов. «Ситуацию усугубляет и то, что у нас резко-континентальный климат и мало дождей. Количество осадков в Якутии ровно тому, сколько выпадет в полупустыне», – говорит доцент.
Человеческий фактор тоже играет большую роль: перехлестывание линий электропередач, непотушенные костры, окурки, стеклянные бутылки, проводящие солнечные лучи через себя и вызывающие эффект лупы. Оставлять битое стекло опаснее всего. «Есть еще одна причина, из-за которой люди провоцируют пожар – это сжигание сухой травы, распространенное в сельском хозяйстве, – делится Юрий Данилов. – Пламя такого костра подхватывается ветром и становится причиной лесного возгорания, не говоря о том, что это может навредить насекомым, животным и человеку. Ведь сжигается и трава, и мусор с ним, что образует смертельный коктейль».
«Несомненно, огульно говорить, что лесные пожары – это благо для природы Якутии, категорически неправильно. На нашей необъятной территории множество населенных пунктов, хозяйственных и инфраструктурных объектов, которые находятся в зоне опасности из-за пожаров», – подчеркивает Александр Исаев.
Какие меры стоит проводить в Якутии для недопущения пожароопасных ситуаций? «Во-первых, важна профилактика лесных пожаров – она заключается не только в предупреждении СМИ, но и проведении превентивных мероприятий – например, необходимо ежегодно готовить те же отжиги, противопожарные полосы, – делится эксперт. – Во-вторых, важен прогноз, с чем в республике очень сложно, так как система прогнозирования по лесным пожарам плохо разработана как в России, так и во всем мире».
Заранее прогнозировать лесные пожары возможно, уверен Александр Исаев, если будут доступны исходные данные. «К сожалению, на сегодня таких доступных данных, которые можно было бы оперативно использовать в прогнозировании, нет», – подчеркивает профессор.
Своеобразным отжигом в Якутии являлись сельхозпалы – контролируемое выжигание сухой травы, которое в настоящее время в стране законодательно запрещено. Тем не менее, Александр Исаев считает, что их тоже можно было бы рассматривать в качестве профилактики лесных пожаров. «Сельхозпал лучше проводить в тот период, когда лес не готов сгореть и ситуация находится под контролем человека. Это лучше, чем тушить горящий лес в середине лета», – отмечает он.
Помимо профилактики и прогноза стоит поговорить и об обнаружении. «Эта мера уже вполне освоенная, в ней широко используются такие методы, как дистанционное зондирование, – объясняет Александр Исаев. – Хотя, если взять советские времена, тогда еще было авиапатрулирование – на мой взгляд, один из самых эффективных способов обнаружения. Все дело в том, что человеческий глаз более точно и оперативно определит, пожар это или, условно говоря, отличит пожар от факела от газа. Космические же снимки зафиксируют все тепловые поля, причину которых еще необходимо выяснить».
Если проводить правильные лесохозяйственные мероприятия, то опасность возникновения лесных пожаров можно снижать по состоянию самих экосистем, уверен Александр Исаев. «Если нечему будет гореть, то и опасность лесных пожаров резко снижается, – отмечает профессор. – С точки зрения прогноза есть два момента: пожары можно прогнозировать по климатическим условиям и по тому, готов ли в настоящий момент гореть сам лес».
Узнайте больше о лесных пожарах в Якутии в проекте «Наш университет_лекции»:
Справка
На 7 июля 2021 года в Якутии действуют 279 природных пожаров. За сутки ликвидировано 13, на тушение привлекалось 2 741 человек и 339 единиц техники.
Фото: Светлана Павлова, редакция корпоративных медиа СВФУ