Новый директор Института математики и информатики Северо-Восточного федерального университета Нюргуяна Пинигина поделилась с «Нашим университетом» размышлениями о работе, себе и своем призвании, студентах и школьниках, а также как будет развиваться математика в период цифровой трансформации.
Порядок во всем с детства
Я не умею говорить о себе. Но думаю, что я человек спокойный, справедливый и неконфликтный. Я выросла в семье служащих: отец был педагогом, а мама – медик. В семье нас пятеро детей. Я – средняя.
С детства любила порядок во всем: в вещах, действиях и во всем, что окружает. А когда решаешь математические задачи, в них однозначно все должно быть по определенному порядку. При решении задач применяются четкие исходные данные, конкретные формулы, теоремы и аксиомы, безусловно, методы решения могут быть оригинальными. Не всегда все сразу получается, но когда поставленная задача решена, получен окончательный результат в виде решенной задачи или доказанной теоремы, то получаешь эстетическое удовлетворение от проделанной работы и, главное, от порядка.
В школе мне больше всего нравились задачи на упрощение математических выражений и геометрические задачи. Конечно, были разделы, которые мне были не по душе: например, давались сложно текстовые задачи. Возможно, сложность была в восприятии условий задач на русском языке. Это я понимаю сейчас, когда уже имею педагогический опыт.
Первым моим учителем по математике была Зинаида Иннокентьевна Попова в Чурапчинской СОШ. Она очень хорошо преподавала и геометрию, и алгебру, показала всю красоту и логичность математики. В старших классах преподавала Саргылана Михайловна Макарова, кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, доцент кафедры методики преподавания математики в Институте математики и информатики СВФУ. Таком образом, при выборе профессии передо мной не стоял вопрос куда идти учиться.
Своими ключевыми преимуществами считаю системное, аналитическое мышление, умение адекватно воспринимать критику и реагировать на нее. Я люблю работать с людьми, молодежью. Рада возможности развить такие качества, как стратегическое мышление, умение добиваться поставленных целей.
От школы до университета
В школе я окончила математический класс, затем продолжила учебу на математическом факультете, дальше меня ждала аспирантура и преподавательская деятельность в институте математики и информатики. Филологом я никогда не была, и языки мне даются нелегко, но, думаю, я вполне могла бы изучать биологию, химию или физику, тем более по научной специальности я занимаюсь уравнениями математической физики.
Математический факультет Якутского госуниверситета я окончила в 1999 году. Дипломную работу защитила на кафедре методики преподавания математики под руководством доктора педагогических наук, профессора Антонины Ивановны Петровой. По рекомендации научного руководителя поступила на работу в Республиканский колледж, ныне Республиканский лицей-интернат. Под чутким руководством Ивана Ивановича Шамаева, который был директором школы, началась моя трудовая деятельность.
В Республиканском колледже работают выдающиеся преподаватели и учителя-методисты, проводится качественный отбор обучающихся. Школа проводит много мероприятий, посвященных популяризации математического движения в республике: летние и зимние школы, математические фестивали, конференции, семинары для учителей математики, информатики и физики. В младших классах преподавание математики ведется на якутском языке. Шамаев уверен, что когда ребенок имеет склонность к математике, то, обучая его на родном языке, мы получаем правильное восприятие поставленной задачи и, соответственно, лучший результат обучения.
Это хорошая платформа для начинающего педагога. Работала в должности воспитателя-педагога – это как классный руководитель – 10 и 11 математических классов. Также занималась набором в общество одаренных детей «Дьо5ур», которая функционировала внутри колледжа, вела в рамках этого общества кружки по занимательной математике для младших школьников. Очень интересная и насыщенная работа.
В колледже работали сотрудники института математики и информатики. И доктор физико-математических наук, профессор Сергей Вячеславович Попов, будучи коллегой, предложил поступить в аспирантуру СВФУ под его руководством, я согласилась. В 2005 году я перешла работать на кафедру математического анализа и параллельно поступила в очную аспирантуру. И с тех пор работаю в родном институте.
На мой взгляд, работать со школьниками тяжелее, чем со студентами. К детям нужен особый подход, их надо заинтересовать предметом изучения. А студенты, в основном, приходят уже готовые получать знания по выбранной специальности. Я преподаю математику в горном институте, все время работала у технарей, поэтому не сталкивалась с проблемами изучения этой науки у студентов. Большинство моих ребят готовы получать глубокие знания, любят предмет, очень старательны.
О родном институте
Я всегда больше занималась наукой, чем преподаванием, а это больше работа «в себе». После работы в Республиканском колледже, когда я только поступила в аспирантуру, во мне еще оставался тот задор, и я активно участвовала в общественной жизни института. Входила в состав оргкомитетов научных мероприятий, международных конференций, школ-семинаров по математическому моделированию.
Институт математики и информатики СВФУ – одно из самых крупных подразделений университета. У него большая история, традиции, и при этом подразделение всегда развивалось. Это мы должны продолжить – развиваться согласно веянию времени.
Приоритет – развить направление подготовки IT-специалистов, которые сейчас нужны почти во всех сферах жизнедеятельности, начиная от промышленности и заканчивая медициной, не говоря уже об индустрии электронных игр, различных приложений, облегчающих нашу с вами повседневную жизнь. Исследователи, которые способны развивать науку на стыке, — самые ценные кадры. Сейчас существует много симбиозов научных областей, но чаще всего они объединяются с информатикой.
Также приоритетным является развитие фундаментальных математических исследований на мировом уровне. Без фундаментальной математики невозможно развитие в таких областях, как математическое моделирование, искусственный интеллект, машинное обучение, науки о данных. В эпоху цифровой трансформации необходимо готовить специалистов в междисциплинарных областях исследования, которые, используя IT-методы анализа больших данных, позволяют автоматизировать процессы обработки различной информации.
Фото: Нина Слепцова, редакция корпоративных медиа СВФУ