«Польза, прочность, красота»: об архитектуре и не только

2905

Доцент кафедры архитектуры и городского строительства Инженерно-технического института СВФУ Светлана Белолюбская рассказывает сайту «Наш университет» о том, как приняла Якутск и перешла из практиков в преподаватели, а также рассуждает о желанной с детства профессии архитектора.


Я выросла и училась в Нижнем Новгороде. В студенческие годы я познакомилась со своим будущим супругом – мы учились в одной группе. Вышла замуж и приехала с ним в Якутск в 1975 году. Это было очень романтичное время, все с удовольствием перемещались по стране, поэтому я даже не думала о том, чтобы не поехать за мужем «на край света». 

В первый раз я приехала в Якутию в 1973 году. Было жаркое лето. Сразу  пошли в проектный институт знакомиться с местом нашей будущей работы.  Помню, мы шли через площадь Ленина, и было так жарко, что у меня возникало чувство, будто мы идем по раскаленной сковороде. Меня поразило тогда, что в городе нет цветов и очень мало деревьев. Еще запомнились мрачные «цокольные этажи» новых каменных зданий. Якутск мне тогда не понравился. Потом мы поехали на быстроходном «Метеоре» по реке Лене на родину мужа  в Покровск, а потом – в Красный ручей на Булус. И вот там была удивительная красота!

Привыкала к жизни в Якутске я очень долго – если честно, понадобилось 10 лет. У меня было чувство, что в Якутии есть только зима и лето. Спустя много лет научилась различать и весну, и осень. Первые годы мне очень хотелось уехать. Потом поняла, что муж хочет реализовать себя тут в родном городе, смирилась и всё, даже комары перестали кусать. Так что прожила я здесь в Якутии уже в два раза дольше, чем у себя на родине в средней полосе России.

Тяжелое, но интересное студенчество

Мне всегда нравилось черчение, но у нас в школе была проблема с преподавателем. К нам приходил инженер с предприятия. Он, конечно, очень любил чертить – поворачивался к нам спиной, а все в классе занимались своими делами. Поэтому я считаю чудом, что сдала вступительный экзамен по черчению в институте, где были такие задания, которые мы и не проходили в школе.

Моя мама хотела, чтобы я была врачом. А я любила литературу и рисовала стенгазеты.   Учительница по русскому языку часто говорила: « Тебе надо учиться на архитектора». И это красивое название профессии запало мне в душу!

Конкурс в институт был огромный. Принимали всего 50 человек, две группы. Я поступила и закончила без всяких «академов».

Самым тяжелым для меня в студенчестве было вставать в шесть утра и ехать через весь город на учебу. Нижний Новгород – город большой, миллионный. Ехать на автобусе мне приходилось где-то час, с одного конца города в другой. Так что высшая математика на первом курсе первой парой – это было очень тяжелое испытание.

Институт находился в центральной части города, где стоит Кремль, и после занятий мы всей группой часто совершали прогулки, наглядно изучая историю архитектуры.  На обмерную практику дружно ездили в Великий Новгород. Там мы работали по заданию реставрационной мастерской.  Мне очень там нравилось! Навсегда запомнилось наставничество известного ученого-реставратора Шуляк Любови Митрофановны.

О профессии

Архитектура – искусство создавать здания по законам красоты.

Профессия архитектора – это творчество, которое требует умения формировать пространственную среду для жизни и деятельности людей и хорошо понимать при этом конструктивное решение здания.

Во время учебы в институте наши мэтры от архитектуры нам всегда повторяли знаменитую триаду Витрувия: архитектура  — это польза, прочность и красота. На первом месте в этой триаде стоят польза и прочность, а потом –  красота.

И хотя мы воспринимаем здание с фасада, но всё начинается с понимания сути организации внутреннего пространства. То, как себя чувствует в здании человек, тоже задает архитектор.

 Например, типовые хрущевские дома. В то время экономили на всем: мы попадали в помещения, где высота потолков всего 2,5 метра, где все по минимуму, как в вагоне поезда. И это породило индустрию малогабаритной мебели и сантехники.

Архитектор – универсальный специалист. Направлений в профессии много, но и ответственность за реализованный проект огромная.

Считается, что архитектура – это мать всех искусств. Наши преподаватели говорили, что  архитектор – это мужская профессия. В том смысле, что она, архитектура, требует стопроцентного внимания к себе. Мужчина, как истинный воин, может позволить себе ни о чем не думать, кроме работы.

Но я не могу сказать, что женщины-архитекторы хуже, и сейчас у нас учится много девушек. Они хорошо выполняют работу, ответственны. Но, к сожалению, среди великих архитекторов все мужчины. Архитектура – ревнивая муза, ей нужно посвятить себя целиком. Своего подлинного мастерства архитектор достигает к 60 годам. Это та творческая профессия, в которой нет пенсионного возраста. Ты не можешь сесть и отдохнуть от нее, она всегда тебя будет беспокоить новыми идеями.

«Университет – это что-то высокое…» 

Я поздно пришла в профессию преподавателя, после 40 лет, до этого работала архитектором-проектировщиком. Все случилось по воле судьбы. Сначала меня приглашали в комиссию  на защиты дипломов. А потом предложили перейти в университет на постоянную работу. Я не сразу согласилась, как-то немного боялась.

Я думала, университет – это что-то высокое,  храм науки, а мы, практики, делаем молчаливую рутинную работу. А тут надо говорить, преподавать!

Осенью 1996 года  меня отправили на курсы повышения квалификации в Москву. У меня там спрашивают педагогический стаж, я отвечаю: «Год». А они мне: «Значит, нет стажа». Вот такая строгая оценка.

Как показывает опыт работы, для подготовки и освоения новой дисциплины, нужно минимум  три года.

Первое время я училась упрощать требования к чертежам студенческих курсовых проектов.  Поначалу  многое было сложно, но я подружилась с новой профессией.

А потом я занялась наукой: исследованием типологических особенностей православных храмов Якутии.  Началось все  просто. Когда в 1993 году  в Якутии  открылась епархия, меня начали привлекать к реставрации старинных храмов и строительству новых. А когда начинаешь интересоваться историей любимого предмета, невольно собирается обширный материал. Диссертацию я защитила в 2011 году. Учиться никогда не поздно!

Фото: из личного архива Светланы Белолюбской

Рекомендуем: