Иннокентий Белолюбский каждый день делает чью-то жизнь лучше. И это не пафос: выпускник Медицинского института СВФУ – единственный в Якутии специалист, который делает индивидуальные глазные протезы.
Кабинет по созданию глазных протезов в Якутской офтальмологической больнице появился в 2012 году. Ранее пациентам в Якутии приходилось ждать протезистов из других городов. Поэтому руководство Якутской республиканской офтальмологической больницы предложило Иннокентию Васильевичу, в то время главному медбрату, пройти обучение по глазному протезированию. Сейчас, благодаря работе Иннокентия, в год протез получают около 100 человек.
В своем кабинете в Якутской республиканской офтальмологической клинической больнице Иннокентий делает «с нуля» глаза своим пациентам
В 2012 году Иннокентий стал студентом колледжа при Технологическом университете города Королева. И в 2015 году окончил его с красным дипломом, получив специальность «Протезно-ортопедическая и реабилитационная техника». Практическую часть обучения Иннокентий прошел в Челябинском центре глазного протезирования. Про практику там Иннокентий вспоминает очень тепло. Непрерывную связь держит до сих пор с учителями: Руководителем центра Ириной Сироткиной, художником-глазопротезистом Еленой Юнусовой.
Интересно, что в медицину Иннокентий пришел не сразу. После окончания школы работал в родном совхозе по программе школа – производство – вуз рабочим. Затем ушел в армию, а, отдав воинский долг, отучился в ПТУ и получил рабочую профессию. Но в 90-ые с работой было туго, и все родные советовали найти что-то другое.
В 1999 году Иннокентий поступил в медицинский колледж. Через четыре года стал студентом Медицинского института якутского университета, а дальше окончил Сибирский медицинский университет в Томске по специальности провизора и интернатура.
Тонкости «глазного» дела

В создании глазного протеза есть свои требования и правила. Например, протез не должен ощущаться, когда пациент его носит. Тем, у кого глаз не удален полностью, на ночь нужно снимать протез. Остальным же можно и нужно носить замену, не снимая.
Ухаживать за протезами просто, рассказывает Иннокентий Белолюбский: если нет воспаления, гнойных выделений, лишний раз протез не стоит снимать, достаточно раза два-три в неделю вынимать и мыть мыльным раствором с обычной зубной щеткой.
На один протез у протезиста уходит, в среднем, пять дней. К каждому протезу нужен индивидуальный творческий подход
Многие пациенты ожидают стопроцентной визуальной замены утерянного органа. Но протез, как бы ни старался специалист, чаще всего заметен. Сотрудник ЯРОКБ подчеркивает: «Я стараюсь сразу говорить, что «глаз» будет заметен. Конечно, все очень индивидуально. Если после потери органа прошло много времени, при этом еще и протез не менялась происходят необратимые процессы в конъюнктивальной полости из-за воспалений. У тех, у кого часть глазного яблока сохранилась, эстетический эффект получается лучше».
Глазные протезы нужно менять каждые два года. К сожалению, отмечает Иннокентий Белолюбский, протезирование у нас платное по утвержденному прейскуранту. Те, кому оформлена инвалидность, получают помощь за счет средств федерального Фонда социального страхования.

Все протезы индивидуальные. Создаются они из порошковой пластмассы – из такого же материала изготавливают зубные протезы. Рисунок радужки наносится вручную обычными масляными красками. Делать это лучше при дневном свете, раскрывает секреты мастерства Иннокентий. При этом специалист старается максимально повторить рисунок глаза, а пациент сидит перед ним, как модель перед художником.
«Большинство моих пациентов – мужчины, поскольку подобные травмы все же чаще получает именно сильный пол. Львиная часть их – молодые, бывают даже по 17-20 лет. Поэтому возможность получить качественную замену глаз для них меняет жизнь. И от этого становится на душе легко и приятно. Я бы хотел, чтобы у нас также появился психолог, чтобы мои пациенты в дальнейшем проходили реабилитацию», – делится Иннокентий Белолюбский.
Фото: Мичил Яковлев, редакция корпоративных медиа СВФУ