«Работать с молодежью – это счастье». Директор СУНЦ СВФУ о тайм-менеджменте, беге и поддержке семьи

96

Милана Федотова – бессменный руководитель Специализированного учебно-научного центра Северо-Восточного федерального университета с 2016 года, когда образовательная организация распахнула двери для школьников. Ученики СУНЦ регулярно побеждают в крупных олимпиадах, а сам центр в 2021 году выиграл грант Минобрнауки РФ в рамках нацпроекта «Наука и университеты».


СУНЦ – это моя судьба: еще в советское время я сама окончила СУНЦ Новосибирского государственного университета. А потом, без моего участия и влияния, эту же школу окончил мой старший сын.

Я родилась и училась в Верхневилюйске. Школа №2 была с физико-математическим уклоном, там учились дети не только с нашего района, но и со всей республики. Подготовка велась на высоком уровне. Я любила математику, физику, химию – все эти предметы давались мне легко.

Моим классным руководителем был Виктор Филиппович Потапов – сейчас уже заслуженный учитель республики и России. Он и тогда, и сейчас занимался олимпиадной подготовкой, и я участвовала практически по всем предметам. Но лучшие результаты были по физике и химии.

Раньше во время республиканских предметных олимпиад к нам приезжали из Новосибирска, проводили собеседования, приглашали в летнюю школу ФМШ НГУ. И однажды летом я поехала в новосибирский Академгородок. Мне там очень понравилось. Мы даже не понимали, что сдаем вступительные испытания в СУНЦ – правда, называться он так стал только к моменту моего выпуска. Я поступила и мне сказали, что я могу остаться. Родители были не против, а вот некоторые учителя, наоборот, отговаривали.

Первое время в ФМШ (СУНЦ) мне было очень тяжело. Помогала поддержка земляков. Я обращалась в любое время к студентам и аспирантам из Якутии, они мне объясняли темы

Когда моего сына пригласили в такую же летнюю школу, я понимала, что он может остаться там учиться, как и я. Но он, на тот момент ученик Якутской городской национальной гимназии, отвечал, что у него и школа, и учителя, и одноклассники классные, и он намерен вернуться. В итоге он все же остался в Академгородке.

Мое студенчество прошло в 90-е в Новосибирске. Мыслей остаться в этом городе у меня никогда не было. Я в студенчестве вышла замуж и оканчивала университет с ребенком.

Я не планировала сразу после получения диплома работать – ребенку было около года, и я думала, что посижу по уходу. Иван Иванович Шамаев, зная, что я вернулась на родину, пригласил работать в свою школу – она тогда называлась республиканским колледжем. Там я проработала чуть больше двух лет.

Но я хотела заниматься наукой. И поэтому перешла в университет – обратилась напрямую на кафедру алгебры и геометрии института математики и информатики, к заведующей Екатерине Семеновне. Там я работала долго – с 1999-го по 2013 год. Потом перешла на факультет довузовского образования и профориентации.

Большую поддержку всегда оказывали мои родители и родители мужа. Старший сын, когда был маленький, думал, что в Верхневилюйске всегда тепло, хорошо и вечное лето – мы забирали его с летних каникул только когда в городе давали отопление. Зимой, когда мы забирали его с сада, он жаловался, что холодно и он хочет отправиться к бабушке с дедушкой. Сейчас мы смеемся, когда вспоминаем это.

Когда старшему было шесть месяцев, я защищала диплом, и малыш остался с папой. А когда он поступил в первый класс, я уехала очно оканчивать аспирантуру. Родители всегда нас поддерживали, муж спокойно оставался с ребенком, и я никогда не думала, что делаю что-то неправильно.

О семье и любимом спорте

«СУНЦ открылся совсем недавно, и количество детей у нас небольшое. Но мы надеемся стать одной из отличных школ»

Мы с супругом вместе уже 29 лет. Он учился в Москве, а познакомились мы в родном Верхневилюйске. Никогда друг друга не ограничивали, могли работать и во время отпуска, и допоздна. Такой проблемы, что мама обязательно должна быть дома в шесть часов вечера и ждать мужа с ужином, у нас не было. При этом у меня никогда не было задачи соблюдать баланс между семьей и работой, мне кажется, когда человек молод и увлечен работой, он не думает об этом.

Разница между нашими сыновьями – 12 лет. С младшим сыном все не так, как со старшим. Однажды старший мне сказал: «Когда я был маленький, ты на школьные Ысыахи никогда не ездила, со мной всегда ездил папа. А к младшему ты всегда ходишь на праздники».

Лет десять я каждый будний день вставала в 5:30 утра, готовила на целый день, делала домашние дела, а потом убегала на первую пару к восьми утра. Сейчас муж и сыновья поддержали эту идею, делаем это по очереди, теперь я встаю так рано максимум два дня в неделю.

Несколько лет назад я начала бегать. Я уже пробежала четыре полумарафона, а в 2020 году, до пандемии, готовилась к марафону. Надеюсь, когда-нибудь я вернусь к этому

Бегаю обычно раза три в неделю. Не скажу, что я в отличной форме, но чувствую себя хорошо. Когда я только начала бегать, муж был в шоке и думал, что эта затея быстро уйдет на нет, но потом понял, что это всерьез и надолго. Перед работой я просила мужа возить меня в залы, чтобы заниматься на беговой дорожке, пока на один из дней рождения он не подарил мне беговую дорожку.

Мы с семьей умеем отдыхать. Конечно, с тех пор, как я стала руководителем СУНЦ, я всегда на связи. Но все равно, когда уезжаешь в отпуск, успеваешь перезагрузиться. Мы недавно были с младшим сыном две недели в отъезде. Хотя ему уже 14 лет, он был рад провести время со мной.

О молодежи и сильных сторонах современных ребят

Часть современных детей нацелена на то, чтобы в будущем не работать на кого-то, а самим быть работодателем, считает Милана Федотова

Сравнивая свои школьные годы и обучение у современной молодежи, я не могу решить, кому было тяжелее или легче. Потому что всем всегда было и будет тяжело. Просто сейчас у детей больше альтернативных способов провести время. Если мы раньше играли на улице или читали книжки, сейчас интернет и виртуальные миры занимают определенную часть времени.

Я не думаю, что есть изначально «плохие» в учебе дети. Есть те, кто недостаточно мотивирован или уделяет учебе мало времени

На самом деле я белой завистью завидую нашим студентам и школьникам. У них больше возможностей. Сейчас очень много информации, о которой можно узнать одним кликом. Самые лучшие черты наших детей – они не зацикливаются на одной проторенной дорожке, ищут альтернативные пути. Мне нравится их гибкость, они более свободные, раскрепощенные. Но, с другой стороны, это тоже имеет свои минусы. Не все умеют отсеивать ненужное из океана информации.

Часть современных детей нацелена на то, чтобы в будущем не работать на кого-то, а самим быть работодателем. Они не думают, что будут жить и работать в одном месте, у них есть возможность делать это везде. Я считаю, это здорово.

Мне всегда нравилось работать и с детьми, и со студентами. Я не сравниваю их – это разные категории. У студентов я еще была куратором. До сих пор общаюсь со своими выпускниками.

Со школьниками работать интереснее, но сложнее. С одной стороны, сложнее, потому что они еще не знают, кем станут. С другой стороны – есть шанс направить их правильно, помочь реализоваться.

СУНЦ открылся совсем недавно, и количество детей у нас небольшое. Но мы надеемся стать одной из отличных школ. Мы прикладываем усилия, чтобы обращать внимание на сильные стороны наших детей. Бывает, что ребенок поступает к нам и кардинально меняет профиль. Потому что преподаватели у нас замечательные. Мы не говорим, что важен только профильный предмет, и никогда не запрещаем сдавать детям те экзамены, которые они выберут, поступать, куда хотят.

Работать с молодежью всегда хорошо – сразу видишь эффект от своих трудов. Мы счастливые люди, ведь видеть, что мы не зря тратим усилия – это самая лучшая работа. На 95 процентов наши усилия окупаются – за редким исключением, но в жизни ничего абсолютного нет.

Справка

Милана Федотова – кандидат педагогических наук, директор Специализированного учебно-научного центра СВФУ

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Рекомендуем: