3D для культурного наследия

93

Ученые СВФУ используют 3D сканирование, моделирование и печать в самых разных областях – от архитектуры до изучения древних животных. В фотоисториях «НУ» – интересные проекты лаборатории «Центра трехмерного моделирования и виртуальной реальности» физико-технического института.


Лаборатория «Центра трехмерного моделирования и виртуальной реальности» была создана в 2011 году. Заведующий лабораторией Сергей Васильев рассказал, что стремится к созданию точных цифровых копий объектов для сохранения материального культурного наследия в рамках проекта «3D раритеты Якутии» и портала 3dyakutia.ru.

Объекты культурного наследия народов Севера сделаны из природных материалов – дерева, кожи, меха, ткани, поэтому они быстро разрушаются и возвращаются обратно в природу. Даже в самых больших музеях артефакты теряют свой первозданный внешний вид, поэтому не экспонируются и становятся недоступными для исследователей.

Сегодня чороны можно выточить на токарном станке, а раньше их вырезали вручную, поэтому абсолютной симметрии не существует. Чорон ручной работы неидеален с точки зрения технических геометрических форм, но эта работа живая, в которой присутствует частичка души мастера.

При создании 3D-моделей предметов традиционной культуры важно, чтобы современный человек мог «подержать» их в руках, рассмотреть с разных сторон, увидеть детали, почувствовать, как мастера работали раньше.Создание цифровых двойников позволит всем в дополненной реальности удаленно изучать экспонаты многих музеев мира.

Технология фотограмметрии – это способ, который позволяет получить из обычных фотографических снимков 3D-модели. Фотографии делаются с разных ракурсов, в специальных программах определяется пространственное положение камер, фиксируется взаимное расположение частей поверхности и их размеры. Таким образом программа формирует пространственное облако точек, которое потом переводится в трехмерную модель.

Фотограмметрия позволяет получить трехмерную цифровую копию, в которой сохраняется форма объекта, микрорельеф поверхности и его цветовая характеристика – ­текстура. Современный мастер может изучить работу своего предшественника – человека из поколений, которые передали ему в свое время духовное наследие и мастерство предков.

Лаборатория работает в музеях с археологическими и этнографическими материалами, а также с современными мастерами, которые по документальным источникам реконструируют традиционную одежду.

Череп пещерного льва из Музея мамонта был частично разрушен, отсутствовали левая скуловая кость и часть клыков, а правая часть черепа сохранилась лучше, что позволило отзеркалить целые фрагменты и восстановить форму полностью.

Черепа древней зоргелии встречаются крайне редко, в мире найдено лишь около 20 останков черепов. Точные параметры очень важны для анатомо-морфологических исследований. За многие тысячи лет объекты теряют свой первоначальный вид.

Фото: Нина Слепцова, редакция корпоративных медиа СВФУ

Рекомендуем: