«Учителем мечтал стать с детства, но даже представить не мог себя преподавателем университета»

96

«Наш университет_онлайн» побеседовал с Ученым секретарем Северо-Восточного федерального университета Евгением Шариным о работе, детстве и роли в его жизни науки и преподавательской деятельности. 


Для чего университету Ученый секретарь

Основные принципы работы Ученого секретаря – организовать работу главного коллегиального органа управления Ученым советом. Он охватывает вопросы, связанные с наукой, учебной деятельностью, кадровым потенциалом, общим планированием хозяйственной деятельности университета. Ученый секретарь организует работу этой системы, следит за исполнением всех постановлений Ученого совета и готовит для него документы.

В должность Ученого секретаря я перешел из преподавания. Ученый секретарь университета не обязан иметь учебные часы, но мне нравится преподавать: кода я переходил на эту должность, попросил разрешить мне по совместительству работать на кафедре математического анализа.

О математике

Мне больше нравится работать с подрастающим поколением. Я занимаюсь не только со студентами, но и со школьниками – читаю курс математики для учащихся Университетского лицея.

Преподавателем хотел стать с детства. Я – представитель педагогической династии в третьем поколении. В основном у нас в семье учителя – от начальной школы до математики, географии и физики.

В школе я мечтал учить математике. В детской голове даже мыслей не было, чтобы стать преподавателем в университете. Когда я защищал бакалаврскую работу, комиссия отметила, что у меня есть научный потенциал, и посоветовала продолжить исследования.

Для математиков подготовка в школе имеет большое значение. Самостоятельно ее изучить очень сложно. Но чтобы добиться больших успехов, нужно и самому заниматься, требуется и поддержка педагога.

Мой отец – учитель математики. Когда в школы пришел такой предмет, как информатика, он полностью переучился и переквалифицировался. В средних классах я мог у него что-то спросить. Но в основном мне помогало то, что дома у нас была большая библиотека.

О науке и детях

Математикой я увлекся еще с младших классов. В своем классе быстрее всех решал задачи, был участником олимпиад различного уровня. После 9 класса я съездил на языковые курсы в Америку и задумался, с чем связать жизнь – с языками или математикой. Но потом я понял, что все же математика мне ближе. И этот интерес у меня не пропал. Я занимаюсь фундаментальной математикой. В последние годы я больше занимался административной работой в должности Ученого секретаря, но все же статьи у меня сейчас готовятся.

Думаю, интерес к науке возникает в осознанном возрасте. Я сам начал увлекаться ею где-то в 8 классе. Хотя не скажу, что у нас были какие-то научные результаты, не хватало для этого уровня.

Моя дочь больше интересуется прикладными вещами. Она оканчивает школу и собирается поступать в университет. Ей нравится участвовать в хакатонах, когда перед ней ставят конкретную задачу и надо найти ее решение. Думаю, в науку она не пойдет.

Сын же пока слишком мал, чтобы говорить об этом. Заниматься наукой или нет – индивидуальное решение каждого человека. Мы не можем как-то влиять на решение своих детей. Я не хочу ставить для них рамки. Пусть занимаются тем, что нравится.

Как изменилась наука в университете

Научная жизнь была и раньше, развивается и сейчас. Если сравнивать университет с началом 2000-ых, сегодня больше научных направлений, по которым идут исследования. Сейчас актуальны направления, которые являются междисциплинарными.

Мы научились идти в ногу со временем. Развиваются информационные технологии, мы можем читать публикации иностранных ученых, не выходя из дома. И это дает стимул для развития. Когда я защищался в 2010 году, мне нужно было летать в Новосибирск, чтобы пойти в библиотеку, где есть подписки на иностранные издания – в нашем университете этого не было. А сейчас все это можно делать и у нас. Прошло всего 10 лет, а мы видим, как много у нас теперь есть.

Но мы должны понимать, что появляются новые требования к ученым. Нельзя сказать, что заниматься наукой стало проще. Информация стала доступнее, но и исследователям нужно быстрее реагировать на все.

«Если не спросили, значит, вы им не интересны»

Тем, кто хочет заняться наукой, надо определиться с направлением деятельности. Нужно понять, что на самом деле интересует. Может, это искусственный интеллект или что-то другое.

Ищите своих единомышленников: в лице сотрудников Арктического инновационного центра СВФУ, в департаменте науки и инноваций. Надо собираться в комьюнити и решать в них свои научные проблемы. От общения в кругу единомышленников, своих сверстников много пользы. Мне кажется, именно в таких сообществах ребята должны друг другу помогать раскрываться. И если студент в школе не занимался исследованиями, не имеет опыта научной работы, это особенно важно.

Результаты своей исследовательской деятельности нужно докладывать на конференциях – не только печататься, но и выступать с материалами. Это важно, чтобы услышать замечания по поводу своей работы. Не бойтесь их получать. Как сказал мой научный руководитель, если у вас что-то спросили, значит, вы заинтересовали. Страшнее, если ничего не будут спрашивать. Это значит, что или вы написали такую туфту, что и спрашивать нечего, или что вы не заинтересовали своей темой.

Рекомендуем: