Можно ли воспитать математика и как это сделать?

103

Заведующий научно-исследовательской кафедрой вычислительных технологий Института математики и информатики СВФУ Василий Васильев не только успешный педагог, но и отец дочери-математика. «Наш университет» побеседовал с ученым о том, как привить детям интерес к «царице наук».


Деревенское детство как фактор развития в математике

Я учился в Далырской средней школе Верхневилюйского района у замечательного учителя математики Маччасынова Афанасия Алексеевича. Представители нашей школы – Поскачин Юра, Кисиляхов Гоша, Егоров Ваня и я – в 1964-1967 годы успешно выступали в районных и республиканских турах Всесоюзных олимпиад по математике. Мы побеждали, занимали призовые места. Поэтому у меня выбора не было, кроме как поступать на математическое отделение.

Математика наука сложная, есть в ней и абстрактные разделы, есть и более приземленные прикладные разделы – математическое моделирование. И она мне ближе, как человеку, с малых лет приученному к тяжелому физическому труду. Ведь в наше время сельским детям колхозников из глубинки с десяти лет в летнее время приходилось работать наравне со взрослыми – с 7 часов утра до захода солнца. И поэтому мы всячески старались облегчить труд, силенок-то не хватало – придумывали, как оптимизировать расход энергии и сил…. «Закон рычага» мы практически использовали в своей работе задолго до того, как у нас в школе начали изучать физику.

Мама, папа, я – математиков семья

Моя дочь Маша училась в школе №23 Якутска. После школы поступила в институт математики и информатики, окончила бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. Здесь защитила кандидатскую диссертацию.

Интерес к математике у нее появился в школьные годы. Специально мы с ней особо не занимались, все наше время занимала работа. Даже во время отпусков я ходил на работу, должность обязывала.

В первые дни обучения в школе Маша сделала несколько попыток, чтобы мы помогли ей делать домашние задания, но не получив должного внимания, стала заниматься самостоятельно. В старших классах она несколько раз принимала участие в школах-семинарах, ежегодно проводимых в стенах института математики и информатики с участием ведущих математики страны и мира в качестве лекторов.

Думаю, интерес к математике у нее был обусловлен, в первую очередь, нашей работой. Ведь мама – тоже доцент, кандидат физико-математических наук.

Мы в институте математики и информатики с 1993 года проводим много конференций, школ-семинаров с участием ведущих математиков страны и мира. Так что Маша выросла на виду у многих математиков бывшего СССР и мира. Поэтому у нее не было другого выбора, да и от генов куда денешься?

Стоит ли прививать ребенку любовь к математике?

Уйгулаана Калачикова, аспирант Института математики и информатики СВФУ

Конечно, знание математики на школьном уровне необходимо всем. Напомню, что великий русский ученый Михаил Ломоносов говорил, что «математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

Математиков в мире очень мало в процентном отношении, тем более хороших. Есть много профессий интересных, дающих возможность безбедно жить-поживать. Но без математиков, без их прикладных разработок, основанных на фундаментальных знаниях, прогресса бы не было.

Думаю, все профессии хороши. Есть много примеров того, как в зрелом возрасте люди начали заниматься математикой и стали великими математиками

Например, начавшая трудовую деятельность учителем иностранных языков Амалия Эмми Нётер – немецкий математик, наиболее известная своим вкладом в абстрактную алгебру и теоретическую физику. Ее теорема о дифференциальных инвариантах в вариационном исчислении была названа одной из самых важных математических теорем, используемых в современной физике.

О «царице наук» в СВФУ

У нас теперь в институте сложилась и развивается достаточно серьезная научная школа молодых математиков по вычислительной математике и математическому моделированию. У истоков создания данного коллектива стоит профессор Петр Николаевич Вабищевич, ученик академика Александра Андреевича Самарского. Он начал работать с нашими ребятами с 1996 года.

Вместе с ним и нашими учителями из Москвы и Новосибирска мы проводили Всероссийскую школу-семинар молодых ученых и специалистов по математическому моделированию развития северных территорий, в последствии ставшей международной. Так в 2010 году его организовали в Китае, большая группа молодых ученых и аспирантов СВФУ приняла в нем участие, выступили с докладами наравне с китайцами и американцами.

С 2011 года совместно с Математическим институтом им. В.А.Стеклова РАН, Институтом прикладной математики им. М.В.Келдыша, Институтом системного программирования РАН им. В.П.Иванникова и Московским государственным техническим университетом им. Н.Э.Баумана проводим Международную конференцию «Суперкомпьютерные технологии математического моделирования» с широким участием ведущими математиками страны и мира.

Новое дыхание наш коллектив обрел после приезда к нам ведущего ученого по математике Ялчина Эфендиева, победителя 5 конкурса Мегагрантов Правительства РФ

Ребята начали работать по актуальным проблемам современной вычислительной и прикладной математики, докладывать на серьезных зарубежных математических конференциях, стажироваться и проходить постдокторантуру в ведущих математических центрах мира, в результате начали печататься в высорейтинговых математических журналах мира.

Вы ведь хорошо знаете, как бывает тяжело опубликовать научные работы даже в отечественных журналах. Имея хорошие публикации, молодые ученые нашей лаборатории и кафедры за эти годы выиграли свыше 20 престижных грантов Российского научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, гранта Президента РФ. У Маши на сегодня индекс Хирша в Web of Science – 14, у Саши Колесова – 7, у аспиранта Дениса Спиридонова – 3. Он на третьем курсе аспирантуры стал кандидатом физико-математических наук.  Молодые ученые Антонов Миша, Васильева Маша, Колесов Саша, Сивцев Петя и Степанов Сергей – лауреаты Государственной премии РС(Я) по науке и технике.

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Рекомендуем: